Ювелир из Луцка: Ювелирное мастерство — это та же архитектура, только в миниатюре

Как говорит мастер, сегодня большинство известных ювелирных брендов отдают предпочтение простоте. Самому Тарасу по духу тоже ближе минимализм, сочетание несочетаемого.

Рассматривая ювелирные изделия, каждый раз удивляешься тонкой работе мастера. Это же надо создать такие миниатюрные элементы и необычные формы. С одним из представителей этой профессии нам повезло познакомиться.

Ювелир Тарас Янюк говорит, что подался в это дело совершенно случайно. Теперь же профессию не сменил бы ни на какую другую. Имея свою небольшую мастерскую, невероятно рад тому, что судьба подарила шанс заниматься любимым делом.

— Я даже не подозревал, что когда-то буду работать с металлом, — делится Тарас. — В детстве, как и многие дети, посещал художественную школу, потом поступил в училище строительства и архитектуры. Еще не завершив его, попытался поступить во Львовскую академию искусств, но попасть туда удалось только со второй попытки. Выбрал факультет декоративно-прикладного искусства и кафедру художественного металла. На первом курсе пошел в кузницу работать, хотел стать кузнецом. Тем более в училище учился на художественной обработке дерева, то думал как-то совместить эти два ремесла.

И в университете Тарас сдружился с крымчанами, которые уже зарабатывали ювелирным делом. А поскольку ребята вместе жили в общежитии, то частенько смотрел, как они работают, понемногу обучаясь сам. Первые изделия изготовлял из меди, латуни, оттачивал азы. Рассказывает, сначала с серебром даже боялся работать. Бывало, тряслись руки, разливал расплавленный металл, собирал снова. Но мастерство пришло со временем.

Ювелирное дело захватила Тараса тем, что здесь всегда можно пробовать что-то новое, экспериментировать.

— Еще во время учебы во Львове увлекся японской технологии «мокуме гане». Здесь металл — серебро, золото, медь — накладывается пластинами и тогда перекручивается, а потом куется. Из этого получается металл с рисунком, похожим на структуру дерева в разрезе, — поведал ювелир. — Всегда интересно делать что-то новое. Например, я изготовлял серебряную корону на «Мисс Волынского университета», приложил свои руки к созданию книги отзывов на 750-летие Львова, которая теперь лежит в Ратуше, также для ВДУ украшал книгу почетных гостей. Из украшений как-то приходилось делать два интересных золотых перстня: один — с пауком, а второй — с головой носорога. В будущем хотелось бы поработать над шахматами из драгоценных металлов, ручками для ножей, инкрустированными камнями. Возможно, даже изготовил бы венчальные короны или кресты для священников.

По словам Тараса, ювелирное мастерство — это та же архитектура, только в миниатюре. Если когда-то строили пышные здания, с различными закрученными декоративными элементами, то такими были и драгоценности. А сейчас все сводится к лаконичности, кубических форм, обращение к природе, и это сказывается на современных украшениях. Как говорит мастер, сегодня большинство известных ювелирных брендов отдают предпочтение простоте. Самому Тарасу по духу тоже ближе минимализм, сочетание несочетаемого.

Сейчас ювелир имеет небольшую мастерскую, где творит различные оригинальные украшения. Иногда сам рисует эскизы необычных произведений, а бывает, делает и по эскизам заказчиков. По словам Тараса, купить металл в Луцке не проблема. Чаще всего покупает золотые и серебряные слитки в банке, а когда нужен небольшой кусок, идет к коллегам по цеху. А вот с камнями уже сложнее.

— Специализированные магазины по продаже драгоценных камней в основном сосредоточены в Киеве, — рассказывает мастер. — Поэтому приходится заказывать там. Раз в год езжу на ювелирную выставку в столицу: там есть возможность ознакомиться с ассортиментом магазинов, обменяться контактами или сразу что-то купить.

Ювелир рассказал, что простенький кольцо, например обручальное кольцо, можно сделать всего за несколько часов, а вот на изделие со сложной формой может уйти и неделя.

— Скажем, простое обручальное кольцо можно сделать из металла, — раскрывает секреты ювелирного дела. — Его нужно расплавить, вылить в карандашик, а потом раскатать специальными инструментами, отрезать нужную длину и согнуть в кольцо. После этого спаюю шов и начинаю выравнивать, шлифовать и полировать. А вот если украшение имеет какую-то причудливую форму, то сначала необходимо сделать восковую модель, далее — отлить форму из гипса и залить туда металл. И только после этого можно обрабатывать изделие до готовности. Обычно на это уходит четыре-пять дней, но бывает, что и неделю.

Ювелір із Луцька: Ювелірна майстерність — це та ж архітектура, тільки в мініатюрі

Ювелір із Луцька: Ювелірна майстерність — це та ж архітектура, тільки в мініатюрі

Ювелір із Луцька: Ювелірна майстерність — це та ж архітектура, тільки в мініатюрі