Ягодинская трасса в ямах, потому что при ее строительстве не придерживались технологии

Ягодинська траса у ямах, бо при її будівництві не дотримувалися технології

По словам начальника Службы автомобильных дорог в Волынской области Анатолия Посполітака, на территории Волыни трассу Киев — Ковель — Ягодин сдавали в несколько этапов.

Первое, что видят иностранцы, которые въезжают на территорию Украины через таможенный пункт пропуска «Ягодин», — страшную разбитую дорогу. Вместе с тем мы несколько лет подряд слышали про ремонт трассы Киев — Ковель — Ягодин. Как ремонтировали, что дорога такая разбитая? На этот вопрос попытались ответить «Ведомости».

По словам начальника Службы автомобильных дорог в Волынской области Анатолия Посполітака, на территории Волыни трассу Киев — Ковель — Ягодин сдавали в несколько этапов.

— Первую часть пути от «Ягодина» сделали еще в 2002 году, — отметил Анатолий Посполитак. — Это 18,7 километра. В 2010-м сдали отрезок от Любомля до Машевского бора. В сторону Ковеля надо еще сделать 1,4 километра перекрытие асфальтобетоном — и можно открывать по ней движение. А дальше начинается дорога, которую мы делали в 2011 году — 122 километра до границы с Ровенской областью.

Если ехать Ягодинською трассе, то пока «стоит» та ее часть, которую сдавали последней. Но Ковель — Киев — Ягодин — это дорога первой категории. На ее строительство ушли сотни миллионов гривен. И она не имела бы за считанные годы превратиться в сплошные трещины и ямы. Встает извечный вопрос: а умеют ли украинские дорожники строить дороги? Ответ Анатолия Посполітака шокировала:

— Дорога первой категории предусматривает покрытие тремя слоями асфальтобетона. А на части трассы у самого «Ягодина» было сделано только один слой. На большее тогда денег не хватило. В ближайшее время мы вернемся к ремонту. На сегодня уже провели тендер. У нас есть проектная документация, определен победитель — Броварское ДСУ-50. Они должны завершить эту дорогу.

Если вдуматься в то, что сказал начальник Службы автомобильных дорог, то получается прямо как в пословице: «Чего бедный? Потому что глупый. А глуп чего? Потому что бедный».

Интересно, сколько еще путей у нас сделано без соблюдения технологии? И как долго без ремонта смогут обойтись те трассы, на строительстве которых к Евро-2012 «осваивали» миллиарды?

— Если говорить о технологии, то каждые три года нужно проводить текущий ремонт дороги и ее поверхностную обработку, — подчеркнул Анатолий Посполитак. — Как я уже говорил, претензий к части Ягодинской трассы, сдана в 2011 году, нет. Однако в 2014-м будет три года, как ее ввели в эксплуатацию. И надо будет делать текущий ремонт. Будут ли на это деньги в бюджете? У нас еще за работы, выполненные в 2011 году, долг перед подрядчиками — 45 миллионов гривен.

Бюджет недополучает миллиарды на строительство дорог

Дороги сегодня требуют серьезных ремонтов. А серьезные ремонты требуют серьезных денег.

Основным источником поступлений в специальный фонд дорожного строительства является акцизный сбор с нефтепродуктов. Водители знают, что с каждого литра купленного топлива какая-то сумма должна идти на ремонт дорог. Эксперты посчитали, что при нынешних ценах в бюджет с 1 л бензина уходит примерно 3,6 грн, а с 1 л дизельного топлива — около 2,2 грн. Если эту сумму умножить на количество проданного бензина, то в государственную казну за год должно поступить более 33 миллиардов гривен. Это серьезная сумма если не для строительства, то хотя бы для нормального содержания дорог. Но деньги до дорожников не доходят.

По сообщениям украинских СМИ, за полгода государственный бюджет Украины недополучил около 4,7 млрд грн налогов с нефтепродуктов, из которых порядка 2,22 млрд составляет акцизный сбор и 2,47 млрд — налог на добавленную стоимость. В целом поступления от акцизного сбора с нефтепродуктов упали по сравнению с прошлым годом на 33%. При том, что потребление бензина, по данным Минэнерго за семь месяцев 2013 года, упало на 6,24%, дизтоплива — на 3,57%. С учетом динамики первых семи месяцев этого года суммарные потери налогов с бензина и ДТ в 2013 году могут превысить 8 млрд грн. Это те миллиарды, которые должны были бы строить дороги. Куда они делись? В аналитике Миндоходов, которая попала в СМИ, указано, что денег поступает меньше за нелегальную добычу нефти и контрабанду через подземные трубопроводы.

Кстати, специалисты Миндоходов в Волынской области недавно во время обысков изъяли на АЗС в г. Устилуг и пгт Шацк незаконно изготовленные подакцизные товары. Речь идет о 44 тысячи литров горюче-смазочных материалов. Налоги с них, соответственно, никто не заплатил.

Но только нелегальная продажа топлива является причиной недополучения бюджетом миллиардов гривен на строительство дорог? Не стоит забывать и про фиктивный экспорт, и различные льготы, которыми пользуются крупные компании-экспортеры. При таком подходе денег на строительство дорог у нас не будет никогда.