Художник рассказал, что каждый витраж начинается с детального эскиза — некоего рисунка, розграфленого на сотни и тысячи мелких элементов.
В свое время искусство витража было достаточно популярным. Пышные помпезные храмы украшали огромными стеклянными мозаиками, что играли на солнце разнообразием цветов и оттенков. В настоящее время витраж не часто встретишь в современных церквях и соборах, однако удивительные декоративные композиции становятся элементами интерьера домов. О тайне создания стеклянных мозаик «Ведомостям» рассказал мастер витража Вадим Курилюк.
— Много людей почему-то думает, что витражи делают из обычного прозрачного стекла, а затем раскрашивают, — смеется Вадим. — И это не так. Витраж состоит из сотен разноцветных кусочков, которые могут различаться не только цветом, но и фактурой, светопропусканием. А когда разрисовывают — это лишь имитация витража. Причем произведение в таком случае будет недолговечен, потому что краска выгорит на солнце и будет плохо пропускать свет. А вот витражное стекло имеет внутренний пигмент, достаточно выносливое.
Художник рассказал, что каждый витраж начинается с детального эскиза — некоего рисунка, розграфленого на сотни и тысячи мелких элементов. Далее он переносится в масштабе один к одному на картон в двух экземплярах: первый остается как подложка, второй же разрезается на частицы, из которых и вырезают детали на стекле. По поэтому каждую нужно отшлифовать, а уже после этого их спаивают в целое изображение.
Свой первый витраж Вадим создал, учась в профессионально-техническом училище. Хотя тогда это была лишь имитация, потому что экспериментировать со стеклом обычному студенту было не по карману. До того юноша больше интересовался живописью, которым увлекся еще в младших классах.
— Однажды попробовав витраж, понял, что в этом что-то есть. Работать со стеклом мне было очень интересно, потом все же сделал вывод: это — мое, — делится мастер.
Учась на четвертом курсе в университете, Вадим вместе с друзьями организовал собственную студию дизайна, где параллельно с услугами веб-дизайна, планирование интерьера и изготовлением мебели зарабатывали разработкой витражей. Хотя кризис 2008 года несколько накрыла студенческий бизнес, сейчас Вадим снова работает с командой. Своего времени мастер сам думал податься в дизайн интерьера, но, обдумав все, понял, что создавать витражи намного приятнее и интереснее.
— Работая над витражом, нужно хорошенько поразмыслить, ведь одно дело прорисовать эскиз, а совсем другое — предусмотреть ту картину, которая выйдет из сотен кусочков. Нужно учитывать цветовую гамму, насыщенность, световые эффекты. В этом свой позитив. А наибольшее удовольствие — радоваться готовой картиной, которая постоянно меняется, играет тонами в зависимости от погоды за окном, ведь главное в витраже — это игра света, — поведал Вадим.
Несмотря на устоявшееся мнение, витраж давно перестал быть только украшением для окон или дверей. Все чаще стеклянными мозаиками выкладывают потолки, декорируют мебель, создают в этой технике отдельные предметы интерьера или просто картины. Солнечный свет заменяют разнообразными дсве тками, чтобы сохранить магию игры цвета.
— Конечно, интереснее создавать масштабные работы, потому что там есть где разогнаться и включить фантазию. Очень приятно изготавливать витражи для церквей, ведь тогда это уже монументальные работы, которые несут определенное величие, — делится мастер. — Пожалуй, самым интересным из моих проектов были оконные витражи для одного из луцких храмов. На огромных окнах изображены четверо святых: Иоанн, Лука, Матвей и Марк. Это была очень кропотливая работа, ведь нужно было сделать максимально реалистичные образы, детально проработать лицо. Если один квадратный метр обычного витража создается максимум из 500 деталей, то здесь их было полторы тысячи, — рассказывает Вадим. — Сейчас тоже работаю над витражом для храма. Во Владимире-Волынском реконструируют собор, рядом восстанавливают часовню, для которой должен выполнить громадный витраж — икону Почаевской Божьей Матери.