Люди старшего поколения, которые посещали школу в советское время, хорошо помнят, что, помимо общих знаний, они получали рабочие специальности.
Люди старшего поколения, которые посещали школу в советское время, хорошо помнят, что, помимо общих знаний, они получали рабочие специальности. То есть еще на школьной скамье их обучали автомобильному делу, швейной, медицинской и так далее. Сегодня, по убеждению директора Волынского областного центра занятости Раисы Кучмук, нужно возрождать эту практику, восстанавливая учебно-производственные комбинаты при школах области. Особенно важно, по ее словам, чтобы полученное учениками профессия была нужна работодателю конкретного города или района. Таким образом молодежь уже со школы будет готовиться к взрослой жизни и заработка. Это придаст чувство защищенности и уверенности на будущее, даже при овладении более глубокими профессиональными знаниями в высших учебных заведениях. Ведь сейчас нагрузка на одно свободное рабочее место на Волыни — от 10 до 14 человек.
— Сегодня на Волыни осталось пять межшкольных учебно-производственных комбинатов (МУПК), — рассказывает Раиса Евгеньевна. — Знаю, что среди родителей и ученичества они являются популярными. Службе занятости гораздо легче трудоустроить ребенка, которая пришла после школы (а таких обращается от 600 до 800 человек в год) и имеет навыки какой-либо профессии, чем ту, что обладает сухими академическими знаниями. Особенно остро этот вопрос стоит перед школами-интернатами, а их в области девять, где воспитывается около тысячи детей. После завершения обучения, реабилитации мы выпускаем их на «дикий» рынок труда без опыта, профильного образования, кроме того, у каждого есть инвалидность. Назовите мне работодателя, который возьмет такого работника.
Раиса Евгеньевна рассказала, что служба занятости совместно с управлением образования, которое не отрицает идеи межшкольных комбинатов, уже работают над ее исследованием. В частности, обсуждение этой темы начнется на сентябрьской сессии областного совета.
Как рассказал начальник управления образования и науки облгосадминистрации Александр Фомич, в прошлом году в пяти МУПК — Луцком, Владимир-Волынском, Нововолынском, Камень-Каширском и Ратновском, которые остались из более десяти, что действовали в советское время, обучалось 2490 учеников, из которых 1228 сдали экзамены и получили соответствующую рабочую квалификацию. В основном это «оператор компьютерного набора», «парикмахер», «водитель», «швея».
— Перспектива межшкольных учебно-производственных комбинатов лежит в плоскости внедрения концепции профильного обучения, утвержденной на последнем заседании коллегии Министерства образования и науки, — рассказывает Александр Степанович. — И если такие профили, как гуманитарный, математический, информационный, можно внедрить в школе, потому что для них не нужно слишком дорогостоящей материальной базы, то для реализации технологического, по моему мнению, лучше всего подходит именно база МУПК. Если провести определенные организационные, ресурсные изменения в их работе, то они готовы полностью осуществлять подготовку детей по технологическим профилем. Можно говорить, что есть школьные мастерские, но это совсем не то. Если хотим, чтобы ребенок закончила 11 класс, была конкурентная, чтобы из этой рабочей профессии начала свою карьеру, возможно, какой-то элементарный бизнес, необходима серьезная подготовка. Осталось подумать, как свезти детей из сельских школ в учебный комбинат, хотя практика существования Ратновского МУПК очень красноречива, ибо в них школьными автобусами осуществляется подвоз учащихся 10-11 классов из немалого Ратновского района. Поэтому какая-то модель уже отработана, и ее надо разумно перенести в другие районы.
По убеждению Александра Фомича, восстанавливать в каждом районе МУПК — дело бесполезное и нереальное, поэтому он предлагает еще один путь, которым является подготовка учащихся по рабочим специальностям на базе профессионально-технических учебных заведений. Хотя также нужно разработать модель этого сотрудничества.
— Можно восстановить подготовку рабочих профессий на базе какой-то школы, однако это едва ли не самый сложный путь, потому что нужно создать материальные условия под ту профессию, получить лицензию, — рассуждает Александр Степанович. — Если бы школы, в которых еще сохранились база и преподаватели, поставили это за цель, то, думаю, и такой вариант был бы приемлем.
Также в этом плане, по словам начальника управления, возможно сотрудничество с предприятиями, которые готовы брать на работу местных выпускников.
— Заинтересован работодатель может прийти со своими возможностями, если не финансовыми, то хотя бы предоставить производственные площади для практики, — говорит Александр Фомич.
Примеры такого сотрудничества на Волыни уже есть.
Сегодня материально-техническое обеспечение действующих МУПК и реально ли там готовить конкурентных будущих работников, «Ведомости» выясняли на базе Луцкого межшкольного учебно-производственного комбината.
Как рассказал директор заведения Павел Шейко, в этом году здесь будет учиться около 600 учеников из Луцка и Луцкого района, которых сюда привозят школьными автобусами, по десяти специальностям допрофессионального и профессионального уровней.
Чем отличаются эти уровни? Если допрофесійний, то отводится четыре-пять часов в неделю и после окончания выдают свидетельство государственного образца о получении специализации. Когда же ученик уже уверился, что хочет свое будущее связать с конкретной профессией и родители его в этом поддерживают, он идет на чуть высший уровень подготовки — профессиональный, где занятий уже шесть часов в неделю и по окончании выдают диплом. Здесь можно получить профессию водителя категории В, С, С1, парикмахера, портного.
— Был еще оператор компьютерного набора, и эта специализация уже себя изжила, ведь теперь каждый имеет дома компьютер и хорошо им владеет, поэтому мы сегодня решаем, на что ее заменить, — говорит директор. — Хотим, чтобы было что-то, связанное с дизайном. У нас очень хорошая база: компьютеры последнего поколения, есть подготовленные преподаватели.
Допрофесійний уровень имеет более широкий перечень специализаций: «машинная вышивка», «портняжная дело», «резьба по дереву», «слесарь по ремонту автомобиля», «парикмахер», «вышивка бисером», «вязание», «секретарь руководителя».
— Ввели новую допрофессиональную специальность для тех, кто хочет связать будущее с лингвистикой, — «референт-переводчик», — рассказывает Павел Павлович, — но отбирать учеников, у которых высокий уровень знаний по английскому.
За девять лет, по словам Павла Павловича, когда он на посту директора, в ремонт и материальную базу учреждения вложили миллион гривен. Павел Шейко сделал экскурсию учебными кабинетами. Действительно, здесь много наглядного материала, особенно что касается автомобильного дела. Также крупнейший в области учебный швейный цех с промышленными машинками. Замечательный кабинет резьбы по дереву, где выставлены работы воспитанников. А еще в комбинате обновлен автомобильный парк.
— Мы — заведение, которое должно готовить детей к самостоятельной жизни, — подчеркивает Павел Шейко.
На фото: Здесь обучают швейному делу