Солист «Пиккардийской терции» Славко Нудик: Государство будет сильным тогда, когда каждый будет делать свое дело

По мнению певца, в культуре также нужно проводить люстрацию.

Старая печальная лемковская народная песня «Пливе кача» входит в репертуар нескольких исполнителей, в том числе и вокальной формации «Пиккардийская терция». Однако до недавнего времени знали его не все. Теперь же эта песня, исполненная «піккардійцями», по сути, у всех на слуху, потому что олицетворяет боль, печаль, грусть по Небесной сотней. Именно под этот песенный щем тысячи украинцев провожали в последний путь героев Майдана. О том, почему именно эта композиция стала своеобразным реквиемом, а также об участии художников в революции ведем речь с одним из солистов акапельної формации «Пиккардийская терция» Славко Нудиком, который на прошлой неделе побывал в Луцке.

Соліст «Піккардійської терції» Славко Нудик: Держава буде сильною тоді, коли кожен робитиме свою справу

— «Пливе кача» — старая украинская народная песня, — рассказывает господин Славко. — Откуда она взялась в нашем репертуаре? В середине 80-х годов половина «Пиккардийской терции» была участниками студенческого ансамбля песни и танца «Черемош». Я не помню, кто эту песню принес в «Черемош», но ее пели три девушки — это был коронный номер хоровой части «Черемоша». Позже, когда мы уже не были студентами, часто ее пели в застольном варианте. У нас именно с этой песней родилась идея сделать альбом «Пиккардийской терции» «Антология № 2», куда входили исключительно украинские народные песни в наших обработках. Львовский художник Игорь Павлюк, наш старый знакомый, был инициатором записи этой песни и предложил, чтобы мы сделали свою обработку на нее. К сожалению, эта композиция стала гимном скорбных событий, которые происходили. И мы не имеем никакого отношения к тому, что люди выбрали именно ее. Я не знаю, чья это идея. То была любимая песня белоруса Михаила Жизневського, который погиб одним из первых на Грушевского. Долгое время он прожил в Белой Церкви. Более того, мы даже были с ним знакомы: встретились во время нашего белоцерковского концерта. И именно когда его хоронили, звучала эта песня. Позже под нее хоронили всех ребят. Мы ее не лоббировали, это не те вещи, на которых можно пиариться, это я вам говорю категорически.

Относительно того, художники должны участвовать в формировании политических или экономических процессов в Украине, то, по мнению солиста «пиккардийцев», государство будет сильным тогда, когда каждый будет делать свое дело.

— Художники скорее должны помогать министру культуры делать какие-то подвижки в широком пространстве, то есть поднимать украинскую культуру не только в стране, но и в мире, — объясняет Славко Нудык. — Наша задача — пиарить Украину в мире. Политика — это не дело художников, потому что они слишком эмоциональны, а в политике иногда нужен холодный ум.

По мнению певца, в культуре также нужно проводить люстрацию.

— К примеру, такой человек, как Таисия Повалий, по меньшей мере не имеет права жить в этой стране, а как максимум — не имеет права работать в культуре. Все регалии нужно с нее снять, пусть себе поет в каком-то российском ресторане. Я за люстрацию в культуре, — говорит «пиккардиец».

Относительно внутренней политики «Пиккардийской терции», то, как заверил Славко Нудик, они никогда не берут деньги от тех, чью позицию не поддерживают, и никогда не агитировали ни за одну политическую партию. Единственное, что их заметили в предвыборной кампании Ющенко в 2004-ом. Тогда ездили с ним в тур. Хотя, как и все мы, позже глубоко разочаровались.

— Среди наших сторонников я видел представителей всех политических партий, — рассказывает господин Славко. — Нам не раз предлагали деньги — социалисты, Партия регионов, «Свобода». Хотя в Киеве сейчас так все живут: дают деньги — берут. У нас иная политика.

На вопрос, повлияли ли последние события в стране на творчество коллектива и появятся ли в связи с этим, возможно, какие-то новые произведения или направления выполнения, ответил, что пока идей нет.

— Нужно все это переждать, многие сейчас и на голове, и на сердце лежит, — отвечает солист. — Возможно, что-то родится через год, через два, но специально мы ничего не делали.

Также Славко Нудик раскрыл секреты прочности «Пиккардийской терции». Ведь формации уже 22 года и, в отличие от многих других коллективов, которые зарождались в 90-х и уже давно распались, «пиккардийцы» и сегодня являются успешными.

— Важнейшим моментом внутренней морали нашего коллектива является то, что мы друг другу даем право на ошибки, — говорит господин Славко. — У нас нет категоричности: кто-то ошибся сегодня — завтра могу ошибиться я. Каждый понимает, что мы живые люди.

Гастролей «Терция» сейчас не имеет, потому, поясняет солист, людям сейчас не до концертов. Хотя на май запланирован тур из семи выступлений — в Сумах, Полтаве, Донецке, Луганске, Мариуполе.

— Из Луганска звонили, говорили, что билеты продаются, — продолжает солист. — В общем стараемся раз в год побывать в каждом областном центре. Отдаем предпочтение сольным концертам, хотя участвуем в корпоративах. Практически исключаем выступления под открытым небом, потому что наш стиль требует закрытого, без рассеивания внимания, пространства.

Соліст «Піккардійської терції» Славко Нудик: Держава буде сильною тоді, коли кожен робитиме свою справу

Справка

Украинская акапельная формация «Пиккардийская терция» образована 24 сентября 1992 года в Львове. В репертуаре почти 300 композиций, среди которых классические произведения, обработки народных песен, собственные композиции. География гастролей «Пиккардийской терции»: Польша, Канада, Испания, Германия, США, Италия, Франция. В музыкальном портфолио формации — сочинения на 12 языках мира. Термин «Пиккардийская терция» взяты из теоретических трудов композитора Анатолия Кос-Анатольского. Это название возникло на рубеже XVI–XVII вв. во французской провинции Пикардия.