Как известно, 16 января 2014 года Верховная Рада Украины приняла Закон “О внесении изменений в Закон Украины “О судоустройстве и статусе судей”
Как известно, 16 января 2014 года Верховная Рада Украины приняла Закон “О внесении изменений в Закон Украины “О судоустройстве и статусе судей” и процессуальных законов относительно дополнительных мер защиты безопасности граждан” и Закон Украины “О внесении изменений в Уголовный процессуальный кодекс Украины” (относительно заочного уголовного производства)”.
В частности, указанными Законами внесены изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях, Гражданского процессуального кодекса Украины, Хозяйственного процессуального кодекса Украины, Кодекса административного судопроизводства Украины, Уголовного процессуального кодекса Украины.
Нововведения в законодательстве в настоящее время активно обсуждаются в обществе, как среди простых граждан, так и специалистов-юристов. Я хочу больше остановиться на нововведениях в законодательстве, которые касаются напрямую нас — юристов. В частности, я разделяю мнение Председателя Высшего квалификационно-дисциплинарной комиссии адвокатуры Валентина Загария, который отметил отдельные позитивные сдвиги по адвокатской деятельности с вступлением в силу этого Закона. Сегодня у представителей совета адвокатов региона отсутствовала возможность вручать должностным лицам подавляющего большинства предприятий, учреждений, организаций, независимо от форм собственности, составленный ими протокол об административном правонарушении, поскольку в помещениях этих юридических лиц установлен пропускной режим, в результате чего представитель совета адвокатов региона не имеет возможности вручить виновному лицу протокол об административном правонарушении и предложить этому лицу подписать такой протокол.
В свою очередь, Законом Украины “О внесении изменений в Закон Украины “О судоустройстве и статусе судей” и процессуальных законов относительно дополнительных мер защиты безопасности граждан” предлагается установить, что вручение лицу протокола об административном правонарушении подтверждается не только распиской, но в случае отказа от его подписания – объяснениями свидетелей такого отказа и вручения протокола или видеозаписью этих фактов, а также факт отказа лица, привлекаемого к административной ответственности, от подписания протокола, фиксируется объяснениями свидетелей такого отказа или видеозаписью, а также соответствующей записью в протоколе.
В свою очередь изменения в законодательстве значительно расширят возможности защиты интересов клиента адвоката.
Как позитив следует отметить в нашем судопроизводстве введение института заочного уголовного производства (Закон Украины “О внесении изменений в Уголовный процессуальный кодекс Украины”). Он касается лиц, которые уклоняются от прибытия в органы досудебного расследования или суда. Знаем, как трудно иногда привлечь к уголовной ответственности граждан, которые скрылись от правосудия за пределы Украины. Принятый Закон дает возможность обеспечить реализацию принципа неотвратимости уголовного наказания и должным образом защитить публичные интересы государства и права лиц, пострадавших от уголовного правонарушения. Закон нет признаков репрессивных действий относительно людей, потому что предложенный парламентом вариант заочного уголовного производства содержит многочисленные предохранители, которые направлены на то, чтобы никоим образом не ухудшить права подозреваемого или обвиняемого лица, в том числе и право на защиту.
Стоит отметить, что институт заочного уголовного производства соответствует международной практике. Подобные механизмы существуют в законодательстве ряда европейских стран, таких как Франция, Италия, Бельгия, Швейцария. Принят Закон согласуется и с нормами Европейского суда по правам человека.