Малокомплектные сельские школы «съедают» более 30 млн грн в год

Малокомплектні сільські школи «з’їдають» більше 30 млн грн на рік

Нынешняя демографическая ситуация в Украине требует изменений в структуре школьного образования. Через низкую рождаемость увеличивается число малокомплектных классов.

Нынешняя демографическая ситуация в Украине требует изменений в структуре школьного образования. Через низкую рождаемость увеличивается число малокомплектных классов. Особенно остро эта проблема стоит в сельской местности. Всего в Украине насчитывается четыре с половиной тысячи малокомплектных школ. На Волыни таких есть 153. Для городских жителей кажется необычным тот факт, что в классе может быть не 25-30 учеников, а всего два, через что, к примеру, начальные классы вынуждены учиться вместе на отдельных предметах. Чиновники жалуются: содержание таких школ финансово обременительно, поэтому ищут путей убедить крестьян в целесообразности их закрытия. Как на самом деле живется малокомплектним школам и какие планы относительно них в областное управление образования, узнавали «Ведомости».

По словам заместителя начальника областного управления образования Юлиана Таранчука, на Волыни, как и в целом по Украине, воплощается план Министерства образования по «укрупнение» школ. Так, в прошлом году прекратили свою работу четыре школы — в селах Креч Иваничевского района, Борщевка Ковельского, Чмикос Любомльского и в селе Растов, что на Турійщині. Ученики этих образовательных учреждений переведены в большие школы, до которых добираются школьным автобусом.

Юлиан Витальевич говорит, что решение о закрытии школы принимается обществом, и убеждает: ни одна школа на Волыни не была закрыта по прихоти чиновников, мол, все понимают, что школа в селе — это не только центр образования, но и культуры, сплочения крестьян.

— Однако расходы на содержание малокомплектных школ не уменьшаются с количеством учеников, наоборот, через корректирующие коэффициенты расчетных формул школы становятся финансово обременительны для местных бюджетов. Кроме того, малокомплектные заведения непривлекательны для молодых учителей, а из-за недостатка кадров педагоги-пенсионеры вынуждены преподавать учащимся по несколько предметов, что негативно влияет на качество обучения, — говорит Юлиан Таранчук.

Чтобы не быть голословным, чиновник назвал цифры. Если норматив бюджетного обеспечения на одного учащегося в год составляет 8 тысяч 122 гривны, то малое количество школьников приводит к тому, что эта сумма увеличивается в несколько раз. Больше всего средств тратится в школах Любомльского района, где один ученик начальной школы обходится бюджету в 26,2 тысячи гривен, в Маневичском районе — 23,6 тыс. грн, в Луцком — 19,6 тыс. грн, в Гороховском — 19,4 тыс. грн, в школах Ківерцівщини — 17 тысяч гривен. Расходы на содержание учащихся старших классов в сельских школах несколько меньше, чем в начальных классах, но все равно намного превышают норматив.

Стоимость содержания малокомплектных школ в 2012 году составила 31,6 миллиона гривен.

— Укрупнение школ себя оправдывает. Во-первых, дети получают качественное образование, а те средства, которые мы «сжигаем», обогревая воздух в пустых классах, можно вложить в ремонт сельской дороги, компьютеры, автобусы, мультимедийные комплексы, — убежден господин Таранчук.

Чтобы выяснить, чем на самом деле живет малокомплектная школа, «Ведомости» наведались в учебное заведение І степени, что в селе Озеро Киверцовского района. Учится в нем шестеро ребят — по два в первом, третьем и четвертом классах. Небольших классных комнат всего две. В помещении тепло, чисто, сделан ремонт. Школьники даже носят сменную обувь. Примечательно, что даже в такой небольшой школе ученики одеты в школьную форму.

Работает в школе всего два учителя — они и физкультуру проведут на улице, и на баяне сыграют, и каллиграфии и математике научат, еще и покажут, как на компьютере работать. Учительница английского языка занята в школе частично, имея всего два часа. Директор, она же и «универсальный» учитель, Валентина Савонюк сразу похвасталась: их школьники умники еще те — в всевозможных конкурсах районного уровня, занимают призовые места, а трое из четырех учеников 3-го и 4-го классов — отличники.

— За то, что в классе всего два ученика, идет индивидуальная форма обучения — учитель успевает уделять внимание каждому ребенку. В течение одного урока, например, математики школьник отвечает несколько раз. Благодаря этому ученик просто не может что-то упустить или чего-то не знать, — рассказывает госпожа Савонюк.

И в 1969-м, когда учебное заведение впервые открыло двери для школьников, их было немного — всего по девять деток в классе. Обычно минимальное количество детей в школе составляло 15 человек, а вот три года назад начался критический недобор учеников. По подсчетам директора, школа должна была бы еще шестеро детей, которые живут в Озере, но их родители возят в луцких учебных заведений или в Жидичин.

Ведут в школе статистику, согласно которой малое количество учеников следует ждать еще год, а далее ежегодно будет увеличиваться — до восьми, десяти школьников в каждом классе.

Что касается перевода учащихся в Жидичинської школы i–III ступеней, то Валентина Романовна, конечно, против. Такую же позицию выбрали родители учеников и даже сельский голова. И на это у них, по словам директора, есть веские причины.

— В мае этого года отдел образования предлагал нам перевести детей в Жидычин, их бы забирал школьный автобус, но община согласия не дала. Мы сначала радовались такой идеей, даже хотели убедить родителей, но прошло только два месяца с начала учебного года, а обещанный школьный автобус уже заправлять нечем, у районного отдела образования нет денег на горючее. Поэтому теперь мы понимаем, что поступили правильно, потому что жутко становится только от мысли, что ребенок будет добираться до школы в дождь или снег за 12 километров. Я считаю, что школа, даже с небольшим количеством учеников, нужна в селе, — поведала Валентина Романовна.

Пожаловались педагоги и на заработную плату. Говорят, что в этом году количество часов на трех учителей незаконно сократили с 35 до 22.

— Идет грубое нарушение Конституции, где четко говорится, что на каждого ученика надо выделять не менее пяти учительских часов. У нас шесть учеников, то и часов должно быть 30. Два учителя, работающие в школе постоянно, получают зарплату технического работника, — рассказывает госпожа Савонюк.

Однако в Киверцовском районном отделе образования «Ведомостям» сообщили, что содержание Озерцівської СОШ в 2012 году обошлось в 145 тысяч гривен, 136 из которых — оплата труда, грубо говоря, трех с половиной работников школы.

Поинтересовались мы у директора, предлагали им работу в случае перевода учащихся в школу в Жидычине. Валентина Романовна говорит, что предлагали и заработная плата там была бы большей, однако, уверяет, даже за это они с коллегой не хотят покидать родную школу, мол, согласны и дальше работать на энтузиазме.

— Государству не надо жаловаться, что такую школу трудно удерживать. Хотя и говорят, что на нас тратят большие средства, я подсчитала, что мы в отопительный сезон тратим 6,5 тысячи гривен на брикет, плюс есть затраты на электроэнергию. В среднем в месяц нам выделяют 50 Вт электроэнергии, мы не всегда ее используем, — резюмировала директор начальной школы.

На примере этого учебного заведения предполагаем, что ситуация похожа и в других 152 малокомплектных школах. Их община будет отстаивать до последнего, не задумываясь над тем, во сколько миллионов «влетает» бюджета содержание таких центров образования.

Не остается ничего, как пожелать резкого наполнения классов, потому что иначе министерское «укрупнение» таки коснется каждой сельской школы. А беря во внимание экономическую ситуацию в стране и весьма скупой бюджет, очевидно, случится это гораздо раньше, чем село массово зазвенит детскими голосами.