Кто делает бизнес на штрафплощадках

Хто робить бізнес на штрафмайданчиках

На штрафстоянку вашу машину могут забрать, если она существенно мешает движению транспортных средств, когда водитель управляет навеселе, через неудовлетворительное состояние транспортного средства или же если он не зарегистрирован в установленном порядке.

О том, что арештмайданчики стали неплохим бизнесом, мы неоднократно слышали в сообщениях СМИ. Попадает туда автомобиль очень легко, а вот забрать его оттуда — проблема. Подтверждение того, что машина может пробыть на штрафплощадке не день и не два, «Ведомости» нашли в реестре судебных решений. В частности, в Луцком горрайонном суде рассматривали жалобу гражданина относительно действий следователя со Луцкого ГО УМВД Украины в Волынской области. А именно, что следствие затягивается, а авто находится на штрафплощадке.

Начиналось все с того, что муж прочитал в газете, что в Луцке продается BMW Х5. Цена — 15 тысяч долларов. Предложение его заинтересовало. Связался с продавцом, сам осмотрел иномарку, сверил номер кузова с тем, что указан в свидетельстве о регистрации транспортного средства. Все совпадало. Автомобиль стоял на регистрационном учете в Киеве.

— Для большей уверенности в законности выдачи свидетельства о регистрации автомобиля позвонил знакомым работникам ГАИ в Кривом Роге, которым продиктовал номер кузова и номер, указанный в свидетельстве о регистрации транспортного средства, чтобы они проверили эту машину в базе данных ГАИ, — объяснял мужчина в суде. — Криворожские гаишники «пробили» автомобиль по базе и подтвердили, что он в розыске или под арестом не находится и номер шасси и номер, указанный в свидетельстве о регистрации транспортного средства, совпадают с официальными данными Госавтоинспекции.

Мужчина решил купить автомобиль, передал продавцу деньги, а тот ему — машину, ключи, свидетельство о регистрации ТС и письменную расписку о получении им 15 тысяч долларов. Чтобы снять машину с учета, счастливый покупатель поехал в столицу. Однако на выезде из Луцка его остановили инспекторы ГАИ, попросили предоставить им документы на автомобиль и поднять капот.

— Работники ГАИ сразу же заявили, что у автомобиля перебит номер кузова, даже не исследовав его, что дает основания полагать, что они действовали по информации, которую имели относительно машины, — говорит гражданин.

Потом гаишники ему объяснили, что авто нужно транспортировать для проведения экспертного исследования, чтобы выявить, перебит номер на кузове. Также надо подтвердить законность выдачи свидетельства о регистрации транспортного средства, то есть определить, оно не поддельное. Однако новоиспеченного владельца и его автомобиль доставили не в экспертное отделение, а на арестплощадку государственного предприятия «Информ-Ресурсы». Было открыто уголовное производство. Горе-покупатель проходил по делу в качестве свидетеля. А BMW, по постановлению следователя, на все время расследования изъято. За 26 дней следствия постановление о подозрении в совершении уголовного правонарушения никому не вынесли, лицо, перебил номер кузова, не установили, и неизвестно, когда это сделают. Автомобиль тем временем ржавеет. К тому же за его простоя на штрафплощадке приходится платить.

После того как иномарка пробыла на штрафстоянке 26 суток, мужчина обратился в суд с жалобой на действия следователя и просил вернуть машину. Однако суд его ходатайство не удовлетворил.

Автомобили на штрафплощадки могут стоять годами

Сколько времени машина может храниться на штрафплощадке и сколько за это надо платить, «Ведомости» решили узнать у директора Волынского филиала ГП МВД Украины «Информ-Ресурсы» Роланда Исачка.

— Если это вещественное доказательство, то все зависит от следственных действий, — отметил Роланд Евгеньевич. — Согласно закону, мы должны сохранять транспортные средства как вещественные доказательства, которые нам передают исполнительная служба, прокуратура, суды, следствие, следователи гор — и райотделов.

— Кто за это платит?

— Если есть постановление следователя о признании автомобиля вещественным доказательством, то за хранение должны платить из бюджета. К сожалению, средств на эти нужды никто не закладывает. Поэтому автомобили, по сути, хранятся бесплатно.

— За что платит владелец машины?

— Владелец оплачивает только период до вынесения такого постановления и период после вынесения постановления о закрытии уголовного или административного производства, если он или уполномоченное лицо в тот день, когда это постановление вынесли, не забирают транспортное средство.

Проще говоря, если автомобиль изымается на штрафстоянку в качестве вещественного доказательства, залогового имущества, то его владелец должен быть заинтересован, чтобы следователь как можно быстрее вынес соответствующее постановление. Иначе за каждый день пребывания платить придется из собственного кармана. Таким образом, от следователя напрямую зависит сумма, которую гражданину приходится платить за стоянку авто на арестплощадке.

Право отправить транспортное средство на штрафплощадку имеют также работники ГАИ. И здесь в основном платить за пребывание должны его владельцы.

— Основания и порядок временного задержания и хранения транспортных средств, в том числе на специальных площадках и стоянках, установлен Кодексом об административных правонарушениях Украины и постановлением Кабинета Министров от 17.12.2008 г. № 1102, — говорит начальник сектора УГАИ УМВД в Волынской области Александр Паламарчук.

Если открыть Кодекс и посмотреть, то увидим, что на штрафстоянку вашу машину могут забрать, если она существенно мешает движению транспортных средств, когда водитель управляет навеселе, через неудовлетворительное состояние транспортного средства или же если он не зарегистрирован в установленном порядке.

Под эти критерии может попасть очень много автомобилей, было бы желание у работника ГАИ. Кстати, статистики, сколько машин по решению инспекторов оказывается на арештмайданчиках, по словам Александра Паламарчука, не ведут.

Сколько стоит стоянка на штрафплощадке

Как сказал Роланд Ісачко, с 22 ноября 2013 года вступил в силу совместный приказ ряда профильных министерств об утверждении единых тарифов на услуги хранения и транспортировки автотранспортных средств.

Согласно им, только за транспортировку автомобиля на штрафплощадку, в зависимости от его массы, нужно заплатить от 600 до 850 гривен. Пребывание его там с первого по седьмые сутки включительно стоит по 120 гривен. За каждого следующего нужно доплачивать еще по 20.

«Ведомости» поинтересовались, как быстро человек может забрать свое авто со штрафплощадки.

— Когда решится судебная процедура, владельцу остается лишь обратиться с заявлением к нашего предприятия, после чего ему начислят средства за хранение. Только заплатит, автомобиль отдадут, — заверил чиновник.

Мы посчитали: если владелец авто успеет решить все дела в суде в течение недели, за то, чтобы забрать своего «железного коня», ему придется выложить как минимум 1400 гривен.

Неплохой заработок, надо сказать, можно себе обеспечить, имея кусок земли. Кроме нее, по сути, для организации работы штрафплощадки больше ничего не нужно. Разве что оплата труда охранников.

Не удивительно, что этот бизнес у государственного предприятия спешит перехватить коммерческая структура. С октября прошлого года в Луцке начал действовать частный арестплощадку. И хотя тарифы здесь такие же, как и в государственной структуры, однако вся прибыль оседает в карманах владельцев коммерческой фирмы. Тогда как средства от деятельности госпредприятия уплачивались в бюджеты разных уровней и шли на нужды материального обеспечения УМВД.

— В связи с накоплением вещественных доказательств площадку нашего предприятия на улице Киверцовский переполнен, — пояснил Роланд Ісачко. — Ведь до 30% мест занимают автомобили, которые были нам переданы на хранение из отделов ГАИ и фактически является металлоломом. За ними уже никто не придет и не заплатит. У нас же нет необходимого земельного участка для расширения. Поэтому встал вопрос проведения конкурса на определение победителя на оказание услуг по хранению и транспортировки автомобилей. Процедура открытых тендерных торгов была соблюдена. Контролирующие органы проверяли.

В областном ГАИ говорят, что конкурс проводили в Киеве, поэтому ничего комментировать не могут.

Заметим, что вокруг деятельности штрафплощадок очень много «засекреченных» цифр. Никто не может сказать о количестве автомобилей, которые там находятся, сколько времени в среднем они стоят, сколько денег зарабатывают на этом и тому подобное. А когда так много тайн, не покидает мысль: значит, скрывать есть что.