Дороги и дома разрушают многотонные грузовики с песком

Дороги і будинки руйнують багатотонні вантажівки з піском

На очередной сессии областного совета прозвучал запрос депутата Раисы Кучмук о том, что большегрузные автомобили, которыми перевозят песок из села Сокол Рожищенского района, разрушают центральную улицу села Топільне.

На очередной сессии областного совета прозвучал запрос депутата Раисы Кучмук о том, что большегрузные автомобили, которыми перевозят песок из села Сокол Рожищенского района, разрушают центральную улицу села Топільне. Через вибрацию от них повреждаются жилые дома, страдают также дороги города Рожища. Насколько серьезна ситуация и какие варианты решения проблемы, выясняли «Ведомости».

В Топільному нас встретили сельский голова Евгений Фірчук и депутат сельсовета Руслан Присяжнюк. Они предложили проехаться по той улице, которую разрушают грузовики. Добротная асфальтированная дорога, построенная в советские времена, которой может похвастаться не каждый населенный пункт, могла бы еще долго служить общине, однако два года назад по ней пошли большегрузные машины грузоподъемностью более 40 тонн.

— Эту дорогу — от города Рожища до нашего села и далее — постоянно удерживали в хорошем состоянии, если где-то портилась, то ремонтировали, — рассказывает Евгений Филиппович. — Ее протяженность через село — 3 км. Однако она не рассчитана на такой тяжеловесный транспорт, как то, что сейчас здесь проходит. Когда проезжает вот такой ЗИЛ, как только, — кивает на дорогу, — то полбеды, но идут машины, перевозящие песок весом 30 и более тонн. Посмотрите, что они сделали с дороги, — показывает на яму. — Участок же от Сокольского карьеру, откуда они берут песок, вплоть до границы нашей территории сельского совета уничтожили полностью.

Дороги і будинки руйнують багатотонні вантажівки з піском

На фото: За день направляется 50-60 таких авто

Он предложил проехаться и посмотреть. И действительно, чем дальше от Топольного и ближе до Сокола, то дорога становится все хуже, с глубокими выбоинами.

— Обратите внимание, как тяжелый транспорт выдавил асфальт на обочину, — замечает сельский голова. — А вот мы проезжаем перекресток, где погиб велосипедист. Его сбила машина, потому что шофер обходил ямы.

— В течение трех лет произошло много ДТП, причиной которых является плохое состояние дороги, двое людей погибли, — добавляет Руслан Присяжнюк. — И вон на том втором перекрестке также сбили мужчину на мопеде. Взгляните: машина, едущая навстречу, чтобы объехать ямы, вынуждены выезжать на встречную полосу. Это опасно, потому что скорость на асфальте немалая. Кроме того, у нас тут поблизости школа и детсад, через дорогу в магазин постоянно бегают дети. Мы переживаем за их безопасность.

Спрашиваю, что это за деревянные бревна на дороге лежат. Объясняют: люди, которые живут возле дороги, положили их, чтобы машины, объезжая ямы, им плоты не повредили, ведь автомобили уже проложили путь чуть ли не по дворам. Кроме того, добавилась еще одна проблема — в домах над дорогой стали появляться трещины.

— Потолок потрескались, дом дрожит, нельзя заснуть, потому что в полпятого утра уже грохочет, — говорит старший мужчина Евгений Глушко, к которому пришли на подворье, что на обочине дороги. — Если бы не те колодки, то в забор бы въехали, — говорит с отчаянием.

Его соседка Раиса Кочеткова, что живет напротив, услышав наш разговор, подошла и поведала о ту же самую беду.

— Хата треснула, кусок уголка в доме внутри, все рушится, что то должно быть? Дом недавно построили! — жаловалась женщина. — И каждый раз машин больше и больше. Днем меньше, а утром страшное: мертвого поднимут на ноги.

— Как правило, те тяжеловесные машины пытаются ехать на рассвете, пока их не контролируют, — добавляет сельский председатель. — Был период, что поставили знак, который ограничивал перевозки по тоннажу, но никто на него не обращал внимания. Теперь одного знака запрещающего нет, кто-то снял, а второй, на котором желтым написано о запрете перевозить более 20 тонн, стерли.

Дороги і будинки руйнують багатотонні вантажівки з піском

На фото: На запрещающий знак водители грузовиков не обращают внимания

Дороги і будинки руйнують багатотонні вантажівки з піском

На фото: Кто-то «постарался»

— А к гаишникам обращались? — интересуемся.

— Не помогает ГАИ, — говорит сельский председатель. — Остановят машину, но шофер кому-то позвонит — и его отпускают. Была транспортная инспекция, постояли здесь, остановили несколько машин, и дальше то же самое.

Кстати, пока мы разговаривали, примерно минут сорок, пять крупногабаритных грузовиков туда-сюда прошло.

— Мы не самодуры, знаем, что песок нужен, но пусть пускают нормальные машины, — продолжает Евгений Фірчук.

Оказывается, карьер открыт уже лет десять, но до недавнего времени курсировали Зилы, Камазы, Мазы, грузоподъемность которых до 20 тонн, дорога такой транспорт выдерживала. Теперь же крестьяне настроены решительно. Говорят, если не будет реагирования и после того, как они обратились к депутату областного совета Раисы Кучмук, то пойдут на радикальные шаги: соберутся всем селом и перекроют трассу. Говорят, так отстаивали свою дорогу люди в селах Мильской и Пожарки, через которые также направлялись грузовики-пісковози.

Некому поставить точки

Болит эта тема и рожищанам. Им не меньше хлопот и убытков от такого транспорта. В том, что водители этих машин не реагируют на дорожные знаки, убедились воочию, следуя за грузовиком, которая повернула на объездную Рожища, несмотря на знак запрета въезда транспорта весом свыше 10 тонн.

— Принимали кучу решений, обращений народных депутатов, силовых органов, областной администрации и облсовета — некому поставить точку, — рассказывает о наболевшем председатель городского совета Рожища Афган Алиев. — На последней сессии приняли решение обратиться к транспортной инспекции Украины. Правда, реагирования было — сделали сюда два выезда, по результатам которых выявили 19 правонарушений по перевозке груза, из них 11 — с участием пісковозів. Пути и Рожища и Рожищенского района построены в советские времена и рассчитаны на максимальную грузоподъемность автотранспорта до 20 тонн. Самая большая техника, которая могла бы ездить по этим дорогам в соответствии с техническими характеристиками, — Мазы, Камазы, Зилы. Сегодня же я сам стоял и считал: 50-60 пісковозів в день с грузом 40 тонн, если добавить еще 15-20 тонн веса самого транспорта, получается 50-60 тонн одновременного нагрузки на дорогу. Я понимаю, что бизнесмены экономят на топливе, потому что КамАЗ берет 45 л солярки на 100 км и максимально может перевезти 16 тонн песка, что 40-тонник «Мерседес» или «Вольво» — тех самых 45 л. А на то, что разрушаются дороги, им наплевать. Направление Топільне — Оленевка — Сокол — просто дороги нет! Вы были в Топільному, то там еще нормально, а вот в Оленевке (следующее село после Топольного. — Авт.) проехать можно только на первой скорости. Разрушается объездная дорога в самом Рожище, — продолжает Афган Алиевич. — Разрушается дорога на улице Натальи Ужвий, часть дороги на Героев УПА, Апрельская в Рожище. В прошлом году пісковози довели дорогу до такого аварийного состояния, что образовались ямы глубиной 40-60 см, за что был случай, когда перевернулся ГАЗ-53 с дровами. Мы вынуждены были принимать решение исполкома о запрете проезда по улице Юбилейной. В этом году средства, которые поступили из госбюджета для ремонта автодорог, направили на Юбилейную. Сделали хорошую дорогу. Жаль, потому пісковози ездят и разрушают ее. Уже появилась колейность, которая за несколько лет даст микротрещины. Как-то один житель улицы Натальи Ужвий попросил меня посидеть у него в доме. Обычные машины грузовые едут или легковые — ничего. Проезжает 40-тонник — в серванте с хрусталем все трясется как во время землетрясения. Как людям там жить?

Возмущенная община города Рожища неоднократно пыталась перекрыть дороги. Также городской голова регулярно вызывает сотрудников ГАИ. Однако убедился, что это результата не дает.

— Мне жаль тех ребят-гаишников: они день и ночь дежурят, пишут те протоколы, а суды их аннулируют, — объясняет Афган Алиев. — Потому что в суде требуют к протоколу документального подтверждения веса груза. Какой-то абсурд, ведь есть технический паспорт транспортного средства, где указано грузоподъемность этой техники. Какие доказательства еще нужны? Мы поняли, что бороться протоколами, актами бесполезно.

Как выход Афган Алиев предлагает приостановить добычу песка в Соколе, пока владельцы карьеру не построят дорогу — всего-на-всего 7,5 км через поле с выходом к Ковельской трассы, минуя населенные пункты.

— В горсовет вызвали владельцев карьеру, говорили им: «Уважаемые, берите пример с Кульчинского кирпичного завода», — ведет дальше Афган Алиев. — Они открыли карьер вблизи села Валер’янівка, построили через лес собственную щебеночную дорогу протяженностью 12 км и никому вреда не наносят. Но владельцы карьеру говорят, что на это им требуется 1 миллион 600 тысяч гривен, а у них таких денег нет.

Однако Афган Алиев уверяет, что для них это небольшие деньги, ведь там резерв песка на 20 лет, а значит, на нем еще зарабатывать и зарабатывать.

— Давайте посчитаем, что имеют органы местного самоуправления от деятельности карьеру, — аргументирует свою позицию цифрами городской голова. — В год, начиная с района и заканчивая Сокільською сельским советом, все вместе получают 80 тысяч разного рода поступлений за добычу песка. А разрушено за два года 15 км дороги до Сокола плюс четыре километра по Рожищу — в денежном выражении это 25-30 миллионов. Это уже не бизнес, а издевательство над обществом. Чтобы все дороги в Рожище отремонтировать, нужно 35 миллионов гривен нам никто таких денег не даст, поэтому надо сохранить то, что есть.

В Рожищенській горсовете надеются, что кто-то из государственных мужей все-таки поставит точку в решении этой проблемы. Говорят, год назад начальник управления инфраструктуры и туризма облгосадминистрации Леонид Кирильчук уже поднимал этот вопрос, однако оно почему-то «заглохло». Когда «Ведомости» обратились к Леониду Алексеевичу за комментарием, он ответил, что это не его компетенция, он ведает дорогами муниципального значения, и переадресовал нас к начальнику Службы автомобильных дорог в Волынской области Анатолия Посполітака.

— Вопрос серьезный, мы поставили соответствующие ограничительные знаки, органы ГАИ должны контролировать их соблюдение,— говорит Анатолий Григорьевич. — Органы, которые выдают разрешения и лицензии на развитие такого бизнеса, должны прописывать условия, которые бы не позволяли разрушать государственную собственность.

Он соглашается с позицией Афгана Алиева о том, что на сегодня единственным решением проблемы является построение отдельной дороги для грузовиков через поле.