Депутаты решили за кредитные средства купить Луцке троллейбусы

Депутати вирішили за кредитні кошти купити Луцьку тролейбуси

Для того чтобы взять кредит, Луцкий городской голова даже специально созвал внеочередную сессию за неделю до очередной. Заместитель мэра Тарас Яковлев убеждал, что кредит очень выгоден и необходим городу.

Отдавать деньги будут из городского и государственного бюджетов

Новогодний сюрприз в виде кредитов более 80 миллионов долларов положили лучанам под елку депутаты городского совета. Теперь в течение десяти лет город должен ежегодно выплачивать по семь миллионов гривен. Ради чего залезли в долги, выясняли «Ведомости».

Для того чтобы взять кредит, Луцкий городской голова даже специально созвал внеочередную сессию за неделю до очередной. Заместитель мэра Тарас Яковлев убеждал, что кредит очень выгоден и необходим городу. Средства нужны для покупки 30 троллейбусов для Луцкого предприятия электротранспорта, строительства сетей водоотведения в микрорайоне Сентябрьское (первая очередь) и на Львовском массиве.

— Кредит дается на десять лет под 10% годовых. Часть средств будут отдавать за счет государственного бюджета. Если конкретно, то по проекту относительно троллейбусов 50% отдавать городской бюджет, 50% — государственный. По проекту водоотведения, то 70% кредита оплатит государство. Таким образом, город в течение десяти лет отдавать 54 миллиона гривен, в год — по семь миллионов. Будет работать город с государственным банком «Укргазбанк». Соглашение не предусматривает залога имущества, а действует на основании государственной гарантии, — убеждал Тарас Яковлев.

Казалось бы, кредит выгоден. Но это на первый взгляд, если не слишком вникать. На многие вопросы ответов нет. Так, заместитель городского головы сказал, что в отношении проекта уже есть предварительные договоренности с вице-премьер-министром Александром Вилкулом. Правда, соответствующего постановления Кабинета Министров еще не приняли. А именно на нее надеются, беря такой кредит.

Следующий вопрос — платежеспособность государства. Все понимают, что государство, мягко говоря, не всегда выполняет свои финансовые обязательства.

— Если с выплатой государственных обязательств возникнут проблемы, то банк будет решать вопрос с государством, — тут же парировал Тарас Яковлев.

Надо сказать, что схема «заемщик — государство — банк» далеко не новая. Стоит только вспомнить широко разрекламированное кредитования молодежного строительства жилья. Молодые семьи взяли кредиты, надеясь, что государство будет платить какую-то долю. Платежи от государства поступают, но не систематически и нерегулярно. А банку платить надо. Не окажется и город в такой же ситуации?

Еще один повод для беспокойства: львиная часть кредита должна пойти на закупку троллейбусов. Мы все хорошо помним, как брали в лизинг автобусы. Тогда убеждали, что для города это будет чрезвычайно выгодно. Что вышло? Не прошло и три года, как начали кричать: «Караул! Это слишком обременительно для бюджета!».

— Источники покрытия кредита никто не указал. Мы уже сегодня имеем бюджетное недофинансирование в 40 миллионов гривен. В частности, бюджет развития, откуда можно погашать тело кредита, недофинансированы на шесть миллионов гривен. А тут еще дополнительная нагрузка, — отметил «Ведомостям» председатель постоянной комиссии городского совета по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, экологии, транспорта и энергосбережения Роман Бондарук. — Есть нерешенные вопросы в отношении самого предприятия электротранспорта. 30 троллейбусов — это дополнительные штаты, выплата зарплаты. А там на сегодня есть долги. Финансовое состояние предприятия зависит от государственных субвенций. С этим также есть проблемы. А вообще такая насущная потребность покупать троллейбусы в то время, когда у нас 80% домов требуют капремонтов?

— Мы не можем закрывать глаза на финансовое состояние предприятия. Проект может быть выгодным, если поменять менеджмент ЛПЭ и грамотно перераспределить маршрутные перевозки в городе, — сказал член постоянной комиссии городского совета по вопросам планирования социально-экономического развития, бюджета и финансов Александр Пиза. — Маршрутные автобусы надо забрать из центра Луцка. Во всех городах, где предприятие электротранспорта более-менее выживает, схема движения такая, что центром города маршрутки не ездят.