Для того чтобы взять кредит, Луцкий городской голова даже специально созвал внеочередную сессию за неделю до очередной. Заместитель мэра Тарас Яковлев убеждал, что кредит очень выгоден и необходим городу.
Отдавать деньги будут из городского и государственного бюджетов
Новогодний сюрприз в виде кредитов более 80 миллионов долларов положили лучанам под елку депутаты городского совета. Теперь в течение десяти лет город должен ежегодно выплачивать по семь миллионов гривен. Ради чего залезли в долги, выясняли «Ведомости».
Для того чтобы взять кредит, Луцкий городской голова даже специально созвал внеочередную сессию за неделю до очередной. Заместитель мэра Тарас Яковлев убеждал, что кредит очень выгоден и необходим городу. Средства нужны для покупки 30 троллейбусов для Луцкого предприятия электротранспорта, строительства сетей водоотведения в микрорайоне Сентябрьское (первая очередь) и на Львовском массиве.
— Кредит дается на десять лет под 10% годовых. Часть средств будут отдавать за счет государственного бюджета. Если конкретно, то по проекту относительно троллейбусов 50% отдавать городской бюджет, 50% — государственный. По проекту водоотведения, то 70% кредита оплатит государство. Таким образом, город в течение десяти лет отдавать 54 миллиона гривен, в год — по семь миллионов. Будет работать город с государственным банком «Укргазбанк». Соглашение не предусматривает залога имущества, а действует на основании государственной гарантии, — убеждал Тарас Яковлев.
Казалось бы, кредит выгоден. Но это на первый взгляд, если не слишком вникать. На многие вопросы ответов нет. Так, заместитель городского головы сказал, что в отношении проекта уже есть предварительные договоренности с вице-премьер-министром Александром Вилкулом. Правда, соответствующего постановления Кабинета Министров еще не приняли. А именно на нее надеются, беря такой кредит.
Следующий вопрос — платежеспособность государства. Все понимают, что государство, мягко говоря, не всегда выполняет свои финансовые обязательства.
— Если с выплатой государственных обязательств возникнут проблемы, то банк будет решать вопрос с государством, — тут же парировал Тарас Яковлев.
Надо сказать, что схема «заемщик — государство — банк» далеко не новая. Стоит только вспомнить широко разрекламированное кредитования молодежного строительства жилья. Молодые семьи взяли кредиты, надеясь, что государство будет платить какую-то долю. Платежи от государства поступают, но не систематически и нерегулярно. А банку платить надо. Не окажется и город в такой же ситуации?
Еще один повод для беспокойства: львиная часть кредита должна пойти на закупку троллейбусов. Мы все хорошо помним, как брали в лизинг автобусы. Тогда убеждали, что для города это будет чрезвычайно выгодно. Что вышло? Не прошло и три года, как начали кричать: «Караул! Это слишком обременительно для бюджета!».
— Источники покрытия кредита никто не указал. Мы уже сегодня имеем бюджетное недофинансирование в 40 миллионов гривен. В частности, бюджет развития, откуда можно погашать тело кредита, недофинансированы на шесть миллионов гривен. А тут еще дополнительная нагрузка, — отметил «Ведомостям» председатель постоянной комиссии городского совета по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, экологии, транспорта и энергосбережения Роман Бондарук. — Есть нерешенные вопросы в отношении самого предприятия электротранспорта. 30 троллейбусов — это дополнительные штаты, выплата зарплаты. А там на сегодня есть долги. Финансовое состояние предприятия зависит от государственных субвенций. С этим также есть проблемы. А вообще такая насущная потребность покупать троллейбусы в то время, когда у нас 80% домов требуют капремонтов?
— Мы не можем закрывать глаза на финансовое состояние предприятия. Проект может быть выгодным, если поменять менеджмент ЛПЭ и грамотно перераспределить маршрутные перевозки в городе, — сказал член постоянной комиссии городского совета по вопросам планирования социально-экономического развития, бюджета и финансов Александр Пиза. — Маршрутные автобусы надо забрать из центра Луцка. Во всех городах, где предприятие электротранспорта более-менее выживает, схема движения такая, что центром города маршрутки не ездят.