На днях депутаты Волыньсовета и журналисты побывали в лесничествах и охотничьих угодьях Киверцовского и Маневицкого районов. Такая «экскурсия» немного пролила свет на многие недоразумения, которые возникали среди областных избранников при принятии решений о передаче охотничьих угодий в пользование.
На днях депутаты Волыньсовета и журналисты побывали в лесничествах и охотничьих угодьях Киверцовского и Маневицкого районов. Такая «экскурсия» немного пролила свет на многие недоразумения, которые возникали среди областных избранников при принятии решений о передаче охотничьих угодий в пользование. «Сведения» и для себя пытались выяснить, угодья которой формы собственности лучшие и насколько это затратная и благодарное дело.
На Волыни есть 1 миллион 600 тысяч гектаров угодий, из них 850 тыс. га — это территория общественных охотничьих организаций, еще 300 тыс. га предоставлено в пользование частным лицам. Государственные предприятия контролируют ведение охотничьего хозяйства на 500 тыс. га.
По словам начальника областного управления лесного и охотничьего хозяйства депутата облсовета Богдана Колесника, на ведение охотничьего хозяйства всеми пользователями угодий было потрачено почти шесть миллионов гривен.
То сколько же зубров — 12 или 26?
Подтверждением того, что государству трудно содержать угодья, есть Зверевское охотничье хозяйство. Хотя его и называют одним из лучших на Волыни, однако директор МГ Андрей Шпорук сообщил депутатам, что ухаживать животных на государственные деньги тяжело.
— Зверевское охотничье хозяйство функционирует за счет государственных дотаций. Эффективность ведения хозяйства составляет 30%, оно себя не окупает, потому что для этого нужно перестрелять все, что здесь есть, — подчеркнул Богдан Колесник.
А дичи здесь водится немало: около 240 косуль, 220 кабанов, почти 430 пятнистых и 170 благородных оленей и до пяти лосей.
На подкормку диких животных через тяжелую зиму в Зверю ушло 300 тысяч гривен. Как выяснилось, есть у хозяйства также земельные участки, отведенные для выращивания кормов. Впрочем, по словам Андрея яна шпорука, их засаживают, но урожай не собирают. Делается это для того, чтобы дикие кабаны имели что рыть и не посягали на огороды.
Журналистов интересовало, зачем Зверевское хозяйство отказалось от почти восьми тысяч гектаров и приняло столько же в другом месте. Господин Шпорук пояснил, что это связано с количеством зверей. Мол, на той территории, от которой они отказались, было слишком много дичи, которую хозяйству прокормить крайне трудно, поэтому пришлось променять угодья на те, где животных меньше.
Коснулись депутаты и болезненному для общества вопросу численности зубров, однако услышать внятного ответа так и не удалось. Напомним, что во время нынешней зимней таксации краснокнижных животных в Звере насчитали всего 12 особей.
— Зимой совместно с экологами мы проводили учет, но фактического количества на сегодня установить нельзя. Не было благоприятных условий, чтобы их посчитать. По прошлогодним показателям в Звірівському хозяйстве есть 26 зубров, — сообщил господин Шпорук.
Вступился за своего подчиненного Богдан Колесник. Он подчеркнул, что за поголовье зубров отвечает управление экологии, а не лесники.
Тогда журналисты поинтересовались, каким образом осуществляют подсчет других животных. К примеру, по официальной информации, зайца-русака в волынских лесах насчитывается 36 717 особей. Как же можно подсчитать небольших быстрых ушастиков, а не смочь зубров?
— А вы мне докажите, что это не так, — удивил ответом господин Колесник. — Посчитайте и скажите, что их больше или меньше.
«Фемида-Интер» зарабатывает на угодьях в 6,5 раз меньше, чем тратит
Показать, что частные пользователи могут хозяйничать лучше, чем государство, взялись представители Ооо «Фемида-Интер», которое вот уже тринадцатый год пользуется 18,7 тысячи гектаров угодий в селе Соф’янівка Маневицкого района. Однако, как выяснилось, и им содержать охотничьи угодья туго.
— Штат без наемных работников состоит из шести человек: директора, охотоведа и четырех егерей. Периодически привлекаем к работам 10-15 местных жителей — для заготовки кормов, на посевную и тому подобное. Общие расходы по охотничьему хозяйству в 2012 году составили чуть более 544 тысяч гривен. Поступлений от проведения охот «Фемида-Интер» получила всего 85 тысяч, — сообщил охотовед хозяйства Сергей Береза.
Он отметил, что затраты на содержание охотничьих угодий окупятся нескоро. Поэтому приходится искать дополнительные источники заработка. В частности, планируют проложить дорожки для конных прогулок, развивать зеленый туризм.
Чаще всего охоту на территории угодий «Фемиды-Интер» проводится индивидуальное. Здесь, как подчеркнул Сергей Береза, другая, европейская, культура охоты.
— Нам приходится держать марку, потому что люди ездят за границу, видят, как это делается в цивилизованных странах. Охота в наших угодьях не является дешевым. Например, однодневное индивидуальное трофейная охота на косулю стоит около семи тысяч гривен, но желающие есть — приезжают не только волынь, но и жители других областей, — рассказал господин Сергей.
Согласно зимнему учета, на начало 2013 года в хозяйстве насчитывалось 40 лосей, 7 благородных оленей, 170 диких кабанов, 375 косуль. Лимит добычи на сезон охоты 2013 года — 22 косули и 25 кабанов.
Для охотников на территории «Фемиды-Интер» созданы все условия для комфортного отдыха. В частности, возведены домики, в которых может разместиться 24 человека.
На фото: Домики для охотников в Соф’янівці
К слову, «Фемида-Интер» удерживает 50 взрослых лаек и 20 щенков. Собаки собраны со всего мира, лучшей крови, отметил егерь-кинолог Виктор Гурин.
По словам Сергея Березы, у них один из самых известных питомников лаек в странах СНГ.
На фото:«Фемида-Интер» разводит чистокровных лаек
— Наших собак знают за рубежом, они ездят на выставки, испытания. Собака — это душа охоты, потому что до зверя не всегда можно подобраться. Мировая статистика свидетельствует, что с помощью собак добывается 80% дичи, — поведал он.
Депутат Василий Столяр, чье имя неоднократно связывали с фирмой «Фемида-Интер», рассказал, что у лаек держали в клетке и медведя, однако когда начали поступать предписания относительно содержания животного, косолапого отдали до такого же хозяйства на Закарпатье.
Осмотрев угодья государственные и частного пользования, председатель Волыньсовета Владимир Войтович отметил, что сейчас тринадцать охотничьих угодий в области ждет своего пользователя. Он убежден, что стоит идти за опытом Европы, где охотничьи угодья — не компетенция государства.
Богдан Колесник тоже не против передачи в частные руки, однако имеет немного другое мнение:
— Содержание охотничьих угодий — это дорогостоящее дело. Пройдет время, и мы станем свидетелями того, что пользователи будут отказываться от угодий. Для некоторых богатых это модно, престижно. Наше мнение такое: флаг вам в руки, работайте, а мы проверим, — сказал Колесник.