Ярослав Крищук: Для меня гонки — это такой кайф, что не хватает слов

Ярослав Крищук: Для мене перегони — це такий кайф, що не вистачає слів

Волынский гонщик Ярослав Крищук впервые сел за руль автомобиля еще в шесть лет. Хотя тогда о автоспорт речь даже не шла: отец просто учил сына вождению. А вот через девять лет парня захватили уже спортивные автогонки.

Для украинского автоспорта сейчас не лучшие времена: государство упорно не замечает этого вида спорта, никак его не поддерживая. Все держится на спортсменах-энтузиастах, которые, сев раз за руль спортивного авто, уже не могут расстаться с ним. Один из таких — чемпион Украины по горным автогонкам лучанин Ярослав Крищук.

Волынский гонщик Ярослав Крищук впервые сел за руль автомобиля еще в шесть лет. Хотя тогда о автоспорт речь даже не шла: отец просто учил сына вождению. А вот через девять лет парня захватили уже спортивные автогонки.

— Сначала в автоспорт подался папа, а потом подключил к делу и меня. Отец начал меня тренировать, обучать азам, а дальше я уже и сам стал работать над собой, — рассказывает спортсмен.

Первым профессиональным авто Ярослава был «Фольксваген Гольф»: с отцом самостоятельно переоборудовали его в спорткар, установив каркас безопасности, специальное кресло, ремни и прочее экипировка. Именно на этой машине он и отъездил свои первые испытания. Как рассказывает Ярослав, началось все с автоспідвею в Ровно.

— Тогда мне было всего 15 лет, я даже прав на управление автомобилем не имел и был самым молодым участником гонки, — вспоминает он.

Ярослав говорит, что родители не очень волновались, что сын будет принимать участие в таких соревнованиях, потому что спидвей является сравнительно безопасным.

— Спидвей — это езда на короткую дистанцию по кругу, поэтому авто максимально разгоняется до чуть больше 100 км за час. Конечно, и здесь бывают аварии, но они гораздо безопаснее, как ДТП на дороге. Да и спортсмен защищен лучше, — отмечает гонщик.

А в следующем году юноша, несмотря на незначительный опыт, решил попробовать и несколько экстремальнее — горные гонки.

— Впервые гонять в горах было страшновато, — рассказывает Ярослав. — Едешь по гравийной дороге вверх, а тут еще и дождь вдруг, а сбоку — глубокие обрывы, но ты должен давить на газ — и видишь только, как верхушки елей сверху качаются. Это самый опасный вид соревнований из тех, где я принимал участие. Самое страшное на перевале, когда ты летишь на достаточно высокой скорости. Своего добавляют и погодные условия. Бывает такое, что на старте идет дождь, уже на середине дистанции едешь под градом, а финишируешь по 10-сантиметровому снегу. Иногда же погода стремительно меняется от проливного дождя до палящего солнца.

Именно горные гонки стали знаковыми для Ярослава Крищука. В 2011 году, отъездив все этапы чемпионата Украины, стал чемпионом Украины в классе А3, и серебряным призером в абсолютном зачете и получил звание мастера спорта Украины. Еще через год, даже не «откатав» всех этапов, по сумме баллов снова выиграл чемпионат в своем классе.

— Выиграть — это, конечно, очень хорошо, приятно подниматься на пьедестал и слышать, как звучит твое имя — парня с Волыни. Но участие все же главнее, — уверен спортсмен. — Для меня гонки — это такой кайф, что не хватает слов. Это и азарт, и адреналин, и испытания себя. Но главное — не зацикливаться на победе, потому что тогда восток с дистанции гарантирован.

Нынешний сезон автогонок уже стартовал, но, по словам Ярослава, он не слишком активен через политическую и экономическую ситуацию в стране. Говорит, одни боятся передвигаться Украиной, в других возникают финансовые трудности. Как рассказал спортсмен, на участие в одних соревнованиях приходится тратить шесть-семь тысяч гривен. Кроме того, что не дешевые вступительные взносы, подорожали и запчасти, и горючее.

— Наш автоспорт спортсмены на собственном горбу и держат, — делится Ярослав. — В Европе каждый гонщик имеет своего спонсора, потому что предпринимателям за это снижают налоги. У нас же такой практики нет. Заниматься только автоспортом и нигде не работать могут себе позволить единицы. Мне же приходится сначала заработать деньги, а тогда только могу принять участие в каких то соревнованиях. Я бы сказал, что это спорт для богатых, потому что очень дорого обходится эксплуатация авто. Возьмем шины: пара стоит 450-600 долларов, а их нужно несколько комплектов, да и хватает резины на полторы гонки.

Несмотря на это, бросать свое увлечение лучанин не собирается. В этом хочет впервые попробовать себя в авторалли. А также имеет большую спортивную мечту — чтобы автоспорт стал его работой.

В межсезонье же, говорит, спортивные навыки придают уверенности в ежедневной езде, ведь это отличная контраварийная подготовка.

— Когда обычный водитель растеряется, то спортсмен сможет без вопросов выехать из сложной ситуации, не моргнув глазом, — делится Ярослав. — Особенно увереннее на дороге себя чувствуешь зимой, когда простые водители стишують скорость, не чувствуя своего автомобиля на скользкой дороге. У нас же таких проблем нет. Но каждую зиму нужно совершенствоваться, иначе навыки теряются. Это так же, как скрипач не давать инструмент год, то некоторые ноты забудутся.