«Реформа – это хорошо, но хорошо ли будет нам с этой реформой» – именно такую суть были вопросы, которые озвучили во время встречи в зале учебно-методического центра профсоюзов Волынской области сельские главы 4 районов – Иваничевского, Ковельского, Локачинского и Рожищенского.
Об этом рассказали в пресс-центре Офиса реформ.
Встреча была инициирована экспертами Офиса реформ – чтобы помочь руководителям сориентироваться, чего от них сейчас хочет государство и что обещает в результате добровольного объединения.
Директор Офиса реформ Анатолий Пархомюк очертил основные требования методики, рассказал о преимуществах, которые в результате получит общество, и полномочия, к которым стоит быть готовыми. И несмотря на многочисленные замечания по поводу того, что человек, мол, который раз заставляют объединяться, не учитывая их интересов, подчеркнул:
– Мы не представители власти, которые пытаются навязать вам собственное видение или заставить сделать именно так, а не иначе. Наоборот: стремимся донести информацию, чтобы вы, учитывая требования методики, смогли сделать все правильно и в результате за те предложения проголосовали депутаты областного совета и их приняли на уровне Министерства.
Как оказалось, для многих присутствующих вопрос новое. Точнее – неопрацьоване на уровне взаимоотношений с соседями, с которыми и придется жить одной общиной. Но есть пример и успешных договоренностей: в частности в Иваничевском р-не с центром в самих Иваничах готовы жить дружно Заставненська, Мишівська, Соснинська, Заболотцівська, Литовезька, Грибовицька и непосредственно Іваничівська совета.
В частности Литовезький сельский голова Иван Иванчук и Заболотцівський – Александр Конон так и говорят: мы уже давно договорились, имеем сотрудничество с поляками, способны себя обеспечивать. И – никакой боязни перед реформой, полномочия, которые получим, только на пользу нашей общине.
Но кардинально другое положение вещей там, где общины малые и удаленные от райцентров. Сільцівський сельский голова Олег Рыбчук не уставал повторять: не может соединение нескольких бедных общин в результате дать одну богатую или хотя бы способную. И в этом действительно правда, но поэтому методика, которую предлагает государство, отмечал заместитель начальника управления градостроительства и архитектуры облгосадминистрации Николай Томчук, не догма, а лишь образец, по которому надо идти. И если есть слишком отдаленные от нынешнего райцентра или возможного админцентре села, то есть не входят в 25-километровую
зону, то лучше согласовать эти моменты и таки присоединиться к общине, которая может взять на себя обязательства.
Эксперты Офиса реформ Оксана Урбан, Олег Герасимчук и Петр Гоцалюк в своих выступлениях приводили немало примеров успешных изменений после реформы близкой нам Польши, разъяснили и главные законодательные аспекты.
– Процесс объединения должен пройти три этапа: инициирование, после чего должна произойти подготовка решений, а уже потом – само решение по объединению территориальных общин, – отметила Оксана Урбан.
Кстати были и замечания Рожищенского городского головы Вячеслава Полищука. Он подчеркивал: есть такие села, которые даже после присоединения их города не станут богаче и даже тянуть вниз и так не богатый бюджет будущей объединенной общины, ведь, например, до села Сокол нет дороги вообще.
– Мы проводили финансовые расчеты, – говорит Вячеслав Анатольевич. – То вычислили, что дорогу туда сможем построить за 17 лет.
И такие вопросы действительно сложные. Но трудно не согласиться с другим: есть предостережения в трудностях процесса реформы, но самая большая беда для страны, когда ничего и не пытаться менять.
Вопрос денег – №1. Это логично и понятно. Поэтому немало пришлось объяснять начальнику отдела сводного бюджета и межбюджетных отношений департамента финансов облгосадминистрации Владимиру Горщару. Поэтому подчеркиваем: объединенная община получает дополнительные финансовые и имущественные ресурсы. Основные: 60% НДФЛ (сейчас 0%) на собственные полномочия, а еще – государственные субвенции (медицинскую, образовательную), право распоряжаться землями на территории общины.
Если подробнее, то на местах будет оставаться:
60% налога на доходы физических лиц;
25% экологического налога;
5% акцизного налога с реализации подакцизных товаров;
100% единого налога;
100% налога на прибыль предприятий и финансовых учреждений коммунальной собственности;
100% налога на имущество (недвижимость, земля, транспорт).
Также объединенные общины перейдут на прямые межбюджетные отношения с государственной казной (сейчас такое – только в областях, районах и городах областного значения).