В детском саду №21 в Луцке, к воспитанию своих подопечных подходят нестандартно. Во-первых, этого требует контингент детей, потому что половина из них — с особыми потребностями, а во-вторых, педколлектив постоянно в поиске новых методик воспитания, реабилитации и оздоровления малышей.
В детском саду №21 в Луцке, к воспитанию своих подопечных подходят нестандартно. Во-первых, этого требует контингент детей, потому что половина из них — с особыми потребностями, а во-вторых, педколлектив постоянно в поиске новых методик воспитания, реабилитации и оздоровления малышей. Как результат, физическое и психическое состояние маленьких выпускников этого заведения улучшается и многие из них в дальнейшем успешно учится в обычных школах или гимназиях.
На нескольких таких нетрадиционных занятиях побывала корреспондент «Ведомостей». Заметим, что здесь действует шесть обычных групп и столько же — компенсирующего типа, одна из которых — для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, одна — для детей с задержкой психического развития и четыре группы, где воспитываются дошкольники с недостатками зрения.
Заходим в группу, где малыши как раз выкладывают различные фигурки из камней.
— Это отшлифованный базальт, белого и серого цветов, — объясняет воспитатель Мария Мамосюк. — Таким образом развиваем мелкую моторику у детей. Даже вы возьмите его в руку, — предложила Мария Никитична, — правда, приятно? Вместе с тем тренируем творческое воображение, выкладывая вот такие геометрические фигуры, грибочки, птичек, рыбок, — демонстрирует работы малышей.
А еще воспитатель рассказала, что проводит с родителями лекции о значение и лечебные свойства различных камней. Говорит, есть родители, которые используют их как оберег для детей от сглаза, для усиления энергетики.
В другой группе дети играли в песке — он разноцветный, насыпанный в большой ящик с игрушками. Оказывается, этот метод имеет название «піскотерапія» и используется для малышей с нарушениями опорно-двигательного аппарата для улучшения координации движений, укрепления мышц рук, развития воображения.
Но больше всего радуются детки, как мы увидели, когда к ним в гости приходит клоун. Они с ним прыгают, играются, ловят мыльные пузыри, читают стишки. Смех, веселье, никто на месте не сидит — так у детей создается положительный настрой и достигается лечебный эффект. Воспитатели эту методику называют «сміхотерапією» и сочетают ее с «сказкотерапией».
— В группе, где детки с задержкой психического развития, внедряем «мамотерапію», — рассказывает о другие инновационные технологии воспитания методист Светлана Щербакова. — Это методика, которая предусматривает особо теплое отношение к малышам: используем колыбельные, прикосновения, читаем соответствующие произведения, чтобы они чувствовали себя так, будто родные рядом с ними. В этой же группе учитель-дефектолог применяет кубики Никитиных (кубики двухцветные, ребенок по образцу выкладывает из них букву, цифру или рисуночек, выбирая цвет. — Авт.). Это развивает логическое мышление и способствует развитию зрительной памяти, — продолжает Светлана Владимировна. — Ведь эти детки довольно специфические: сегодня что-то изучают, а завтра — уже забыли.
Также в этом детсаду первыми в городе начали внедрять «Развивающий движение Вероники Шерборн». Занятия по этой методике проводятся во всех группах на физкультуре и во время физкультминуток. С помощью упражнений, которые выполняются обязательно в парах, у детей развивается чувство взаимоподдержки, улучшается координация движений.
— У нас эта методика получила распространение, и некоторые инструкторы по физкультуре из других детсадов заинтересовались ею и перенимают опыт, — говорит Светлана Владимировна. — Достаточно прогрессивной, мы уже это проверили на практике, является методика обучения раннему чтению за Зайцевым. По ней работаем ежедневно. Как результат, в прошлом году детки в средней группе уже почти все читали.
Это дошкольное учреждение один в городе работает по оздоровительно-реабилитационным направлением. Здесь функционирует лечебный кабинет оснащен современными аппаратами для коррекции и восстановления зрения, где принимает врач-офтальмолог из поликлиники. Есть массажный кабинет, где работает массажист, который проводит занятия с детками с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
— Мы гордимся тем, что в нашем садике все собрано в комплексе, — замечает заведующий ДОУ Елена Борисова. — Мама, приведя к нам ребенка, может спокойно находиться на работе, не переживает, что надо еще в поликлинику на аппарат или на массаж. К тому же у нас эти процедуры бесплатные. И учитель-дефектолог, и воспитатель следят, чтобы ребенок в течение дня придерживалась требований офтальмолога. Ведь у каждого свой диагноз, нагрузка на каждый глаз меняется, и поэтому надо следить, когда одевать, когда снимать повязку. Ведь потом в школе уже становится труднее корректировать зрение, поэтому важно раннее вмешательство.
Кроме инновационных технологий воспитания и реабилитационных программ, в детском саду большое внимание уделяют интерьеру комнат, коридоров. Заходишь в помещение заведения — и будто попадаешь в сказку: все разрисовано, с яркими аппликациями, много игрушек, разных принадлежностей, а еще есть живые уголки, где живут попугай и рыбки. Поэтому и посещают его малыши с удовольствием: здесь нет такого, что «в садик идти не хочу».
На фото: На физкультуре
На фото: Выкладывать фигуры из камней дети очень любят