Административная реформа предусматривает введение новой трехуровневой системы — регионы-районы-общины.
На прошлой неделе Президент Петр Порошенко представил Верховной Раде изменения к Конституции Украины. Ключевыми среди них являются децентрализации власти и повышения самостоятельности регионов. Как изменится Украина после реформы административно-территориального устройства «Ведомости» имели возможность услышать из первых уст от ее авторов — советника вице-премьер министра регионального развития, директора по науке и развитию Института гражданского общества Анатолия Ткачука и экс-директора департамента местного самоуправления и административно-территориального устройства Минрегионстроя, а ныне — эксперта швейцарско-украинского проекта «Поддержка децентрализации в Украине» DASPRO, директора Института развития территорий Юрия Ганущака.
Как отметили эксперты, предлагаемая реформа должна коренным образом изменить жизнь именно простых украинцев. Ведь ее цель — сделать так, чтобы власть максимально работала на людей, обеспечивая им необходимый сервис. Для этого нужны полномочия и ресурсы. Именно их и предлагают перераспределить в пользу местных общин.
— Административная реформа предусматривает введение новой трехуровневой системы — регионы-районы-общины. Вместо вертикали государственных администраций предлагается ввести новый институт представителей президента на уровне регионов и районов, — отметил Анатолий Ткачук. — Это даст возможность сбалансировать полномочия, ресурсы и ответственность.
По его словам больше полномочий получат общины. Но чтобы их получить, необходимо пройти процесс объединения.
Наименьшая сельский совет в Украине сегодня насчитывает 84 человека. Сегодня ученые подсчитали, чтобы управление было эффективным и на ту или иную территорию пришел инвестор (а это налоги и рабочие места), нужно, чтобы община насчитывала не менее 9 тысяч человек. В украинских реалиях, это значит, что несколько сельских советов должны объединиться в одну.
— Каждая такая община будет выбирать свой депутатский корпус во главе с председателем, который будет решать насущные вопросы территории. Там же будут работать службы, где будут оказывать максимум административных услуг. Орган власти общины должен быть размещен не далее как за 11 километров от каждого села. В то же время в каждом селе будет староста, который будет обеспечивать все властные функции. Он будет собирать документы у людей, будет ездить до центра общины, оформлять необходимые справки, то есть будет представлять интересы жителей маленькой территории. Такая модель уже существовала в Западной Украине во времена Польши, — отметил Анатолий Ткачук.
Важно, что власть на территории своей общины будут выбирать непосредственно люди, соответственно, с нее и будут спрашивать.
На что будет иметь «влияние» община? Это дошкольное и школьное образование, первичная медицина и неотложная помощь, коммунальное хозяйство, охрана правопорядка, пожарная охрана, социальная защита. То есть, это те сферы, которые непосредственно нужны гражданину ежедневно.
Следующий уровень — район. Он тоже будет формироваться из нескольких нынешних районов. По словам Юрия Ганущака, на Волыни из 16 планируют оставить четыре с центрами в Луцке, Ковеле, Владимире-Волынском и Камінь-Каширську.
В районе также будут выбирать депутатов районного совета, которые будут формировать ее исполнительный комитет. Если говорить о полномочиях, то здесь их будут меньше. Районная власть будет заниматься специализированной школьным образованием, спортшколами, школами-интернатами. Здесь будут размещаться заведения вторичной медицины и стационаров общего профиля.
Волынь останется в своих нынешних территориальных границах. Как, собственно, и остальные области. Только после реформы они будут называться регионами. Региональная (то есть, областная) власть будет управлять профессионально-техническим образованием, специализированной медицинской помощью (онко — и кардіодиспансери), заниматься планированием регионального развития, сохранением природных ресурсов, строительством и ремонтом дорог и другой региональной инфраструктурой. Люди и дальше будут выбирать депутатов областного (регионального) совета, которые сформируют ее исполнительный комитет.
Важно, что территориально-административная реформа должна начаться снизу. То есть, сначала должны объединиться села в общины. Причем сделать это самостоятельно. Один из двух необходимых для этого законов депутаты Верховной Рады уже приняли. А именно — «О сотрудничестве территориальных общин». На очереди еще один — «О добровольном объединении территориальных общин». Для того, чтобы общины таки начали «добровольно» объединяться, правительство обещает помочь деньгами на развитие инфраструктуры.
Мнение волынян относительно предлагаемой реформы
Николай Лавренюк, секретарь Залаззівської сельского совета Любешовского района
— На территории нашего сельсовета проживает 2 тысячи 364 человека. Очень много рождается деток. Только в этом году уже 35. Соответственно нужно оформлять документы. Только с начала года мы выдали уже более тысячи справок. Центр общины, как предлагается реформой, в нашем кусте должно быть где-то в Великой Глуше. До нее расстояние 25 километров. До Бирок — 12. А дороги у нас!!! До сих пор еще гравійка. Ехать можно со скоростью не более 20-30 километров в час! Поэтому, по моему мнению, сначала надо дороги сделать, сократить количество справок, ввести электронный реестр, а потом уже проводить реформу. Однако все пусть крестьяне решают на собрании. Но люди не очень спешат на обсуждение — у них много работы по хозяйству. Возможно, на Петра и Павла таки сойдутся и выскажут свое мнение.
Иван Иванчук,председатель Литовезької сельского совета Иваничевского района.
— Мы готовы к объединению с ближайшими сельскими советами. А это Мовниківська, Заболотцівська, Морозовичівська тому подобное. Уже много лет сотрудничаем с обществом Мирче Грубешевском уезда Польши и потому видим реальные последствия административно-территориальной реформы. Они имеют качественное образование, здравоохранение. Это все можно сделать и у нас. Надеемся, что в нашем случае центр общины будет именно в Литовежі. Если оставлять те налоги, которые обещают, а именно — налог с доходов физических лиц, то у нашего общества проблем с финансами быть не должно. Ведь на нашей территории есть шахта № 9. А это миллион 700 тысяч гривен налогов. Сегодня их изымают. Но мы и сейчас не сидим сложа руки. На территории сельсовета работает ряд предприятий, которые налоги платят в Нововолынск по месту жительства. Мы убеждаем их перерегистрироваться. Так что обеими руками «за» реформу. Уже даже договорились с властями Мирче о передаче нам пожарного автомобиля для собственной пожарной охраны.