Девушка купила красивые замшевые сапожки в ТЦ «Ювант» за тысячу гривен, и через три недели у одного сломался замок. Она обратилась в торговую точку с просьбой, чтобы отремонтировали бесплатно, но взамен услышала не только отказ, но и ругань.
Зима на носу, поэтому люди спешат приобрести теплые ботинки и сапоги. Цены на обувь в магазинах Луцка колеблются в среднем от 700 до 1500 гривен. Есть, конечно, и более дешевые, и более дорогие варианты. К сожалению, качество сейчас далеко не всегда соответствует цене. Именно в этом убедилась лучанка Валентина Крижановская. Девушка купила красивые замшевые сапожки в ТЦ «Ювант» за тысячу гривен, и через три недели у одного сломался замок. Она обратилась в торговую точку с просьбой, чтобы отремонтировали бесплатно, но взамен услышала не только отказ, но и ругань.
— Продавец уже вроде и согласилась забрать их на ремонт, — рассказывает о случай Валентина, — и как раз наведалась хозяйка магазина и еще с порога начала: «И что вы тут все ходите? Обувь не умеете носить, а к нам какие претензии!». Я попыталась возразить и объяснить, однако она и рта открыть мне не дала, кричала и сыпала оскорблениями. Создалось впечатление, что не я первая к ним с подобной проблемой обращаюсь.
Ни с чем Валентина вернулась домой, но желание доказать свою правоту не покидало. И когда в общественной организации «Защита прав потребителей» узнала, что этот путь будет ой каким долгим, решила не портить себе нервы. Потому нужно было сначала обратиться с письменным заявлением к субъекту предпринимательства. Если же откажется ее принять — направить один экземпляр в его адрес почтой с уведомлением о вручении. Когда предприниматель все же настаивал, что замок сломала сама покупатель, на Валентину ждала бы еще и экспертиза, которая определяет, по чьей вине возникли недостатки. А если выводы окажутся не в пользу потребителя, то последний обязан оплатить ее стоимость. К тому же другой обуви девушка не имела, а в чем-то ходить надо было, поэтому понесла обувачку в ремонт.
На фото: Валентина Крыжановская демонстрирует сапог, в котором происходила только три недели
— В нескольких мастерских мне отказывали, мол, работы много, потому в сапогах очевидный заводской брак, — продолжает Валентина, — но в одном все же согласились полностью менять замок.
Начальник инспекции по вопросам защиты прав потребителей в Волынской области Иван Смоленг сообщил, что есть настойчивые покупатели, особенно люди старшего поколения, которые считают каждую копейку и отстаивают свои права до конца. А в последнее время в инспекцию часто обращаются именно по поводу некачественной обуви. Однако до экспертизы, которую проводят в Торгово-промышленной палате, дело редко доходит.
— Если предприниматель-реализатор видит, что вина его, поскольку прекрасно знает, кто производитель того обувь, которой торгует, то старается в период гарантийного срока и замок поменять, и подшить, и каблук отремонтировать, — рассказывает Иван Павлович. — Недавно был похожий неприятный случай — тяжба между потребителем и предпринимателем, последний доказывал, что замок сломался из-за плохо подобранную халяву. Нам удалось уладить конфликт, и предприниматель все же сделал ремонт. Помню, как женщина принесла сапожки — красивые такие, аккуратные, красного цвета — и фотографию ноги — также красного цвета. Оказывается, кожа настолько облазила, что закрашивала и носок, и ногу. Сапоги заменить ей не хотели. Тогда проводили экспертизу, которая таки доказала, что этот недостаток — вина производителя. В результате предприниматель вернул потребителю стоимость сапог. В целом инспекция по защите потребительских прав более 80% заявлений потребителей удовлетворяет.
Иван Смоленг отмечает, что покупатель должен обращать внимание на название изготовителя (обычно указано на лейбах или на коробке-упаковке), ведь часто китайское выдают за польское или турецкое. А еще — требовать у продавца расчетный документ (чек), а также гарантийный талон.
— Для того чтобы получить согласие нашего центрального органа на внеплановую проверку субъекта предпринимательства, мы должны подтвердить заявление или жалобу расчетным документом, где указано место ведения деятельности, название субъекта, — говорит Иван Павлович. — Гарантийный талон, где, как правило, стоит печать предпринимателя, также является подтверждением того, что товар куплен в том или том месте.
— А если при покупке потребителю не предоставили ни чека, ни гарантийного талона, а приобрели обувь с явным браком, то как тогда отстаивать свои права? — интересуемся.
— Если у потребителя нет подтверждающего документа, он должен написать заявление предпринимателя (письмо с уведомлением о вручении), чтобы мы видели, что ведется хоть какая-то переписка.
В случае же, когда вы пришли домой и разглядели свою покупку, еще раз примерили, посоветовались с родными и решили, что обувь вам не подходит по цвету, размеру или форме, его можно вернуть в магазин.
— Но только в течение 14 дней с даты покупки и при условии, что сохранены упаковка, ярлыки и оно не было ношеное, — говорит Иван Павлович. — Продавец по вашему требованию должен либо обменять обувь на другой, или вернуть деньги.