Рассказывая, отец Константин показывает прежние границы Жидичинского монастыря, демонстрируя его былом величии.
Жидичинский мужской монастырь Святителя Николая Чудотворца по праву считается одним из старейших монастырей нашей страны: первое упоминание о нем датируется 1227 годом. За свою историю святыня переживала времена небывалого расцвета и упадка, его жгли и возобновляли, здесь были приют и обычная сельская школа, успели надругаться над памятником и вандалы. А с 2003 года обитель взялись ставить на ноги неравнодушные монахи, и сегодня шаг за шагом насельники собственными силами вдыхают в нее новую жизнь. Накануне Рождественских праздников «Ведомости» решили заглянуть в монастырь.
Жидичинский монастырь — «Золотое яблочко» Волыни
С улыбкой на лице встретил нас настоятель монастыря игумен отец Константин и сразу начал знакомить со святыней:
— Чрезвычайно богатая история этой обители, — говорит отец Константин. — Я сам лучанин, столько лет жил рядом и не знал, что у нас есть такая достопримечательность. Долгое время она была несправедливо забыта всеми. Монастырь был очень богат, в свое время удерживал Архімандричу башню Луцкого замка. За богатство в народе святыню называли «Золотое яблочко». В ее ведении было одиннадцать сел, вся социальная сфера которых лежала на плечах обители.
Рассказывая, отец Константин показывает прежние границы Жидичинского монастыря, демонстрируя его былом величии.
— Вот здесь, через дорогу, рядом с местным кладбищем, недавно восстановили Свято-Духовский скит, устроили там часовню, — рассказывает игумен. — Именно оттуда и начиналась история нашего монастыря. Сейчас там живут и оберегают святыню два монаха.
Светлая энергетика переполняет монастырь
Осматриваем с улицы Дворец митрополитов — именно здесь сейчас сосредоточились все монастырские помещения: домовая церковь, библиотека, трапезная, кельи, зал. Собственными силами монахи перекрыли здание, завершают реставрацию фасада, только одна стена которого пока осталась без изменений — сильно разрушена годами и человеческими руками. Отец Константин говорит, что в ближайшее время и ее реставрируют.
На фото: Трапезная монахов
На фото: Так выглядит после реставрации дом митрополита
Проходим внутрь и оказываемся словно в другом мире — теплом и добром. Сначала заглядываем в библиотеку. Игумен Константин рассказывает, что решили возобновить ее здесь, ведь при монастырях традиционно были хорошие читальни.
В нашей библиотеке около четырех тысяч изданий. Конечно, больше духовной литературы, но есть и историческая и краеведческая, благодаря которой пытаемся постичь историю монастыря. Имеем несколько старопечатных книг. Так, одна книга датирована 1870 годом, — поведал монах.
Обращаем внимание на камин, размещенный в уголке читальни. И отец Константин говорит, что это не ради красоты или уюта: в него практическое назначение — обогрев помещения. По словам наместника, монастырь имеет несколько каминов и печки, ими стараются и греться, потому что это значительно дешевле, чем газовое отопление, хотя и такое есть — на случай сильных морозов.
Далее отец Константин ведет нас в храм. Светлая энергетика просто переполняет небольшую комнату. Кажется, теплом и добром здесь дышат даже стены.
— Храм назван в честь преподобного Николая Святоши, князя Луцкого, — говорит монах. — Во время братоубийственной войны он отрекся княжества и ушел в монастырь. С периодом его княжения как раз совпадает начало истории этого монастыря. Исследователи имеют мнение, что именно Николай Святоша и был одним из основателей Жидичинської обители.
Мы же с увлечением рассматриваем росписи в храме. Отец Константин говорит, что это дело рук прихожан.
— Большинство росписей сделала наша прихожанка сестра Ангелина, она умерла полтора года назад, — рассказывает наместник монастыря. — А сейчас ее дело продолжает прихожанка Наталья, выпускница Луцкого технического университета. Как-то она попросилась продолжить расписывать храм, мы, конечно, разрешили. Девушка делает это с трепетом, очень старательно и бесплатно во Славу Божию.
Одна из икон, что украшает стены храма, подаренная луцким художником. На ней изображены основные вехи истории монастыря.
— А вот Голгофу нам рисовали приезжие монахи, — продолжает знакомство с храмом отец Константин. — В прошлом году у нас было два монаха: один прибыл из Бразилии, второй — из Парагвая. Они служат там в Украинской православной церкви, а к нам приехали, так сказать, по опыт, потому что говорят, что там уже начали забывать украинский язык, терять самобытность. Жили с нами целый год. Один из них, профессиональный иконописец, и нарисовал Голгофу.
Уже начали возводить Воскресенский храм
В домовом храме всегда людно. Игумен говорит, что местных приходит немного, в основном едут на службу в монастырь лучане.
— Издавна монастырь был очень популярен, высокое духовенство проводило здесь немало времени, — продолжает игумен Константин. — В Ипатьевской летописи есть данные, что в 1227 году сюда на поклон приезжал король Даниил Галицкий, поэтому мы хотим почтить эту великую личность. Сейчас начали возводить большой храм, а рядом с ним хотим сделать центральную площадь Жидычина и установить там памятник Данилу Галицкому, — делится планами монах. — Стараемся потихоньку восстановить исторический ансамбль монастырских зданий. Раньше здесь было четыре храма: Николаевский (находится по соседству с монастырем, ныне принадлежит УПЦ Московского патриархата. — Ред.), Свято-Духовский, который восстановили на ските, наш храм и Воскресенский, который уже начали строить. Хотим построить еще и нижний Успенский храм.
По словам настоятеля монастыря, Воскресенский храм должен быть высотой с семиэтажный дом. Говорит, проект очень дорогой: лишь частично возведены стены нижнего храма потянули около полумиллиона гривен. Но хотят возвести прочное здание, которое будет служить верующим века.
Насельники самостоятельно обрабатывают почти гектар поля
Далее настоятель ведет нас к монастырской трапезной. Монахи отремонтировали ее только в прошлом году. Своими руками обустроили это уютное место. Здесь все в старинном стиле: потолок подпоясанная деревянными балками, люстра тоже из дерева, с имитацией свечей, на стене — огромный роспись, посреди комнаты — большой деревянный стол, уюта добавляет камин. За трапезной разместили кухню, где над обедом как раз возились монахи. К слову, сами и выращивают для себя пищу.
— Имеем почти гектар огорода. Обрабатываем все собственными силами. Сеем пшеницу, сажаем картофель и разнообразную зелень. Этого, слава Богу, нам хватает. Конечно, кое-что докупаем, — говорит отец Константин.
Самостоятельно монахи пекут и хлеб. Ароматные буханки на закваске выпекает отец Никодим.
Сейчас в монастыре несут послушание 15 насельников, в основном это молодые мужчины, средний возраст которых, по словам настоятеля, — 34 года. Отец Константин по-дружески называет их братией. Он рассказал, что каждый здесь имеет свое послушание, обязанности четко разделены: одни готовят на кухне, кто-то отвечает за трактор, кто-то работает на огороде, кто-то делает ремонт.
— Наш день начинается в 7.30 с богослужения. Завтрака у нас нет, поэтому после молитвы каждый выполняет свое послушание. Далее в 14 часов — обед, потом каждый снова берется за свои дела, и так вплоть до вечерней службы в 18-й. После этого имеем немного свободного времени. В 23 часа — опівнічниця, а потом идем на отдых, — знакомит с монастырским расписанию настоятель.
Отец Константин: Спасись ты, и возле тебя спасутся тысячи
Отец Константин, в миру — Иван Марченко, долгое время работал журналистом на местном телеканале. Говорит, особенно религиозным никогда не был, впервые причастился аж в 25 лет. Но понемногу мир веры стал для него открываться. Сначала хотел быть священником, и начал вникать в суть и понял, что так не сможет полностью посвятить себя Богу, ибо придется заботиться о жене и семье, обеспечивать их, а следовательно, «заглядывать» в карман прихожанам.
— Я уже имел невесту и даже делал ремонт в квартире, где мы должны были жить. Но как-то приехал сюда в монастырь. Здесь наместником был отец Марк. И я удивился, как монахи здесь живут! В то время обитель была в полуразвалившемся состоянии. А я немного разбираюсь в ремонте, поэтому решил помочь довести здесь все до ума. Поэтому, еще работая журналистом, каждую пятницу приезжал сюда делать ремонт. Мне здесь было настолько хорошо! Почувавсь как рыба в воде. Так продолжалось 2,5 года, — вспоминает он.
Выбор пойти в монахи дался отцу Константину нелегко, но уже в мае 2007 года переехал сюда, а впоследствии и принял постриг. Говорит, теперь осознал, насколько это решение было правильным.
— «Спасись ты, и возле тебя спасутся тысячи», — часто повторяю эти слова. По моему мнению, неправильно говорить: иду спасать мир. Если сам над собой не работаешь, то никого ты не спасешь, — отмечает настоятель монастыря. — Люди спасутся, глядя на твой пример, а не только от твоих слов.
Монах убежден, что делать мир лучше нужно, начиная с себя.
— Вот мы имеем памятник национального значения — Дворец митрополитов. Но годами ее разворовывали. Здесь вырывали проводку, отдирали кафель, вынимали оконные и дверные рамы. Интересно, кто это делал? — делится отец Константин, как раз показывая комнату, в которой еще не сделали ремонт. — Может, Кучма или еще кто-то приехал и сделал все это? Мы привыкли говорить: все воруют. Нет, не все, это мы воруем. И не будет в этой стране порядка, пока мы не перестанем воровать, бросать мусор под ноги, пока не начнем изменять себя.
Отец Константин говорит, что сейчас уже не верит ни в какие митинги, всячески старается, чтобы монастырь не втянули в политику. Сам не поддерживает ни Москвы, ни Европы, потому что для них, по его мнению, Украина — лишь сырьевая база. Относительно нынешнего произвола властей, избиения невинных людей, то убежден: здесь не имеем права молчать, поэтому выходить на Майданы таки нужно.