По словам главе организации «Терне Рома» Татьяны Логвинюк, проблема образования цыган далеко не новая, неоднократно в области пытались найти различные пути ее решения, в частности открывали специализированные классы, но результата это не давало.
Именно такие результаты показало социальное исследование «Контроль — качественные знания», проведенный общественной организацией «Терне Рома». Не новость, что взрослых ромов мало интересует образование их детей, впрочем, и педагоги не слишком заинтересованы научить маленьких цыган элементарной грамотности.
— Мы открыли для себя ужасную картину: на Волыни есть очень много ромов взрослого возраста — 25-50 лет, которые не умеют читать и писать, а тем более не могут осуществлять простейшие арифметические действия. Они социально не адаптированы, конечно, не могут быть полезными обществу, поэтому не способны жить открыто, — рассказывает руководитель исследования Виктор Пенько.
По словам главе организации «Терне Рома» Татьяны Логвинюк, проблема образования цыган далеко не новая, неоднократно в области пытались найти различные пути ее решения, в частности открывали специализированные классы, но результата это не давало. Поэтому в конце прошлого года был введен проект «Контроль — качественные знания», чтобы увидеть уровень образования цыганских детей и попытаться понять причины отсутствия элементарных знаний.
Как поведал Виктор Пенько, педагоги не очень охотно присоединялись к проекту. И когда в конце провели ежегодное тестирование циганчат, то результаты оказались, по его мнению, слишком «розовыми». Поэтому «Терне Рома» совместно с благотворительным фондом «Возрождение» инициировали параллельное исследование. Так, под прицел взяли Киверцовский, Луцкий и Гороховский районы, где опросили начальников районных управлений образования и их заместителей, директоров школ и завучей, учителей, которые работали с цыганами. Конечно же, опросили и самих цыган, обучающихся во вторых–пятых классах, и их родителей.
Результаты опроса просто шокировали исследователей. Выяснилось, что 98% опрошенных не знают, в какой стране они живут, ни один ученик не смог назвать стороны света, 70% — сказать, откуда встает и где садится солнце, 3% вообще не ответили ни на один вопрос, 99% не назвали ни одного вида транспорта, правда, некоторые вспоминали «жигули» и трактор.
Поскольку опрашивали сельских ребятишек, странным выглядело то, что 98% не вспомнили названия одной породы дерева, 75% не назвали хоть какого домашнего птицу и не знали фруктовых деревьев. Кроме того, 75% не отличают квадрат от круга, 100% не понимают разницы между рекой и озером, 90% не назовут хотя бы один областной или районный центр, многие дети не знали, что есть такой город, как Луцк.
Организаторы исследования не отрицают, что в такой ситуации есть вина и родителей, которые не слишком заинтересованы, чтобы ребенок развивался. Но часто они просто не могут помочь детям освоить знания, так и сами неграмотны, и на это никто не обращает внимания. По словам Татьяны Логвинюк, для ромов отдать детей в школу — то подвиг, но в этом они часто разочаровываются.
— Бывает, родители видят, что ребенок ходит в школу, а все равно ничего не знает. Говорят, пусть лучше идет просит или собирает лом, то хоть семье польза, — отмечает Татьяна.
Со слов Виктора Пенька стало понятно, что учителя не очень хотят панькатись с цыганскими детьми, мол, лишь иногда ходили в школу и сидели тихонько, а уже какую-то оценку поставят. Однако активисты переживают, что со временем такое отношение может быть не только цыган, а и к остальным ученикам, так как учителя делают ставку на метод «сделай сам, а я только проверю».
— Я хочу донести до каждого, что у нас нет этой проблемы, у нас есть цыганский измерение. То, что мы видим сегодня в отношении ромов, завтра может касаться каждого ребенка, — отметила Татьяна Логвинюк.