В марте Президент Украины подписал Закон «О добровольном объединении территориальных общин». Затем постановлением Кабинета Министров была утверждена Методика формирования способных территориальных общин, в соответствии с потенциальными административными центрами, вокруг которых должны объединиться общины, сначала определяются города областного значения и районные центры.
С мая на Волыни в рамках административно-территориальной реформы активизировался процесс так называемого добровольного объединения общин, по крайней мере пока что из районов поступают предложения. Новосозданные общины, уверяют представители власти, будут иметь дополнительные материальные преференции от государства и такие же возможности для развития, как и города областного значения. Однако многих такие обещания не радуют, а, наоборот, настораживают. Кроме того, ряд сельских общин выступает категорически против какого-либо присоединения, считая себя самодостаточными. К чему может привести изменение территориального устройства, как и кого объединят и станет ли от этого лучше жить рядовому волинянину, узнавали «Ведомости».
Стоит заметить, что в марте Президент Украины подписал Закон «О добровольном объединении территориальных общин». Затем постановлением Кабинета Министров была утверждена Методика формирования способных территориальных общин, в соответствии с потенциальными административными центрами, вокруг которых должны объединиться общины, сначала определяются города областного значения и районные центры. Потом — села, поселка, города, которые исторически имели статус районных центров. Расстояние от центра и крайнего населенного пункта, который входит в объединение, не должна превышать 25 километров по дорогам с твердым покрытием и возможностью доезда до, скажем, ближайшего Фапа или пожарной службы в пределах получаса. Важным условием создания новой общины является экономическая состоятельность, то есть возможность для людей зарабатывать на жизнь в пределах географической доступности, а это в первую очередь — наличие предприятия или мощного хозяйства. В случае расположения на указанной территории более одного населенного пункта, который может быть определен потенциальным административным центром, предпочтение отдают тому, который имеет лучше развитую инфраструктуру.
Поэтому Методика четко указывает, кто с кем и как должен объединиться, то в чем же заключается добровольность? С этим вопросом мы обратились к заместителю председателя облгосадминистрации Сергея Кошарука, который курирует работу по внедрению админреформы в области.
— В целом территориально-административное устройство — это функция государства, и в других странах обычно никто никого не спрашивал: проснулись люди утром — и уже были в новом устройстве, — поясняет Сергей Дмитриевич. — Другое дело, что украинское общество, по моему мнению, созрел до того, что все-таки в государственных кабинетах не все может быть учтено, поэтому надо включать в процессы реформирования все звенья, хотя бы ту часть общества, которая является активной. Добровольность заключается в том, что мы, не дожидаясь изменений в Конституцию, не дожидаясь, пока начнет действовать новый адмінтериторіальний устройство, можем объединяться. Если общины объединятся в соответствии с Перспективным планом (на Волыни он еще формируется. — Авт.) и Методике, они становятся способными. Добровольность заключается в том, что, во-первых, можно объединиться или нет, во-вторых, можно объединиться по закону, но не по Методике, и тогда, очевидно, не будет достигнут желаемой способности, преимуществ и преференций. Идея не в том, что как хотели, так и объединились, а в том, чтобы помочь объединиться так, чтобы стать сильной способной общиной.
— Вы говорите «сильная», «способна», «иметь преференции»… Расшифруйте, какие именно, — ведем дальше язык с чиновником.
— В первую очередь 60% налога на доходы физических лиц будет оставаться в общине, — объясняет Сергей Кошарук. — Государственные субвенции — медицинскую и образовательную — распределять будет сама община. Средства Фонда регионального развития можно будет реализовывать на проекты способной общины. А еще — акцизный налог, налог на имущество, 100% единого налога и также все 100% налога на прибыль предприятий. Оставаться на месте и доля платы за предоставление административных услуг, рентной платы за пользование недрами местного значения, платы за лицензии и за государственную регистрацию, административных штрафов и штрафных санкции, дивидендов, местных ссуд и платы за выдачу местных гарантий, собственных доходов бюджетных учреждений. Также эти бюджеты получат 25% экологического налога, 1,5% от объема продаж продукции, 90% средств от продажи земель несельскохозяйственного назначения и другие доходы. Есть сельские советы, где нет бюджетообразующего предприятия, где не могут обеспечить зарплату председателю, землеустроителю, бухгалтеру. Что может эта громада сделать? Ничего. Если она объединяется с другими, то, соответственно, у общества достаточно средств обеспечить образовательные услуги, обслуживать дороги местного значения, заботиться о развитии, предоставлять админуслуги, давать сельскому председателю представительство в исполкоме.
— Аппарат служащих сельских советов будет уменьшено, сколько людей останется безработными? — уточняем у Сергея Дмитриевича.
— Он может даже увеличиться, но это не увеличение чиновничьего аппарата, который сидит в кабинетах, а того, который будет оказывать услуги населению, — объясняет заместитель председателя облгосадминистрации. — Мы услугу административную приближаем к населению, то есть в район теперь людям не нужно будет ехать, а в центр способной общины. Администраторам помогать в селах старосты, например, собирать заявления на справки или что-то такое.
В школу — за 20 километров
Во время заседания региональной рабочей группы по подготовке проекта Перспективного плана формирования способных территориальных общин в Волынской области председатель облгосадминистрации Владимир Гунчик сказал, что, цитируем, «хотим или нет, но во время процесса добровольного объединения громад часть школ с малым количеством учеников будет закрыта. Если сегодня на расстоянии 20 км есть мощный образовательное учреждение, есть достаточно квалифицированные учителя, то гораздо легче иметь два школьных автобуса, чем потратить десятки миллионов гривен, чтобы в том маленьком селе на 25 учеников выстроить школу. Это касается и Фапов и амбулаторий. Фапы должны быть в каждом населенном пункте, но амбулатории — не обязательно. Нам придется пройти через процесс ликвидации нецелесообразных заведений».
Поэтому возникает проблема проезда к удаленной школы, ведь сельские дороги на Волыни в ужасном состоянии, во многих населенных пунктах нет школьных автобусов, а если есть, то также в очень плохом состоянии, в них малых детей невозможно перевозить. А дороги и автобусы —это большие финансовые затраты…
— Все возможно, если мы способны, — замечает Сергей Кошарук. — И необходимые финансы нужны будут даже меньше, чем годовое или двухгодичное содержание той школы, которая не может дать хорошую образовательную услугу. У нас есть автобусы, которые были в использовании, но хорошего качества, нужно провести еще раз их капитальный ремонт — и это будет вдвое дешевле, чем полностью с нуля покупать новый. Но каждая способна община решает сама, где оставлять школу, а где закрывать. Решение принимает не министерство в Киеве, не чиновник районной или областной администрации, а вы. Это касается и детских садов.
Сельские головы против объединения, которое навязывают
Однако сами общины пока что не в восторге от новой идеи объединения. По мнению многих, это еще больше ослабит маленькие села.
Зимненский сельский председатель Вячеслав Католик отметил, что община не соглашается объединяться с городом.
— Община сказала: мы не хотим в город, — рассказал сельский голова. — Большинство депутатов будут городские, а значит, будут принимать решения все в пользу города, а территории будут хиреть. Мы просим сельские территории не присоединять к городским, а если присоединять, то создавать отдельную Владимир-Волынскую городскую и отдельную Владимир-Волынском сельскую.
Сільцівський сельский председатель Ковельского района Олег Рыбчук не уставал повторять: не может соединение нескольких бедных общин в результате дать одну богатую или хотя бы способную. Его поддержал Рожищенский городской голова Вячеслав Полищук. Он подчеркивает: есть такие села, которые даже после присоединения их города не станут богаче и даже тянуть вниз и так не богатый бюджет будущей объединенной общины, ведь, например, до села Сокол нет дороги вообще.
— Мы проводили финансовые расчеты, — говорит Вячеслав Анатольевич. — То вычислили, что дорогу туда сможем построить за 17 лет.
Не соглашается войти в состав общины с центром в Торчине село Смолигов Луцкого района. Сельский председатель Галина Прус уверяет, что они сами могут стать административным центром. В Смолигові есть новое здание сельского совета, построено собственными силами, как и ФАП и садик, который в перечне особых. В Доме культуры сделан ремонт в 2008-2009 годах, есть школа, где учится 121 ребенок.
— Если бы мы удерживали ее на балансе, уже до сих пор смогли бы вложить в нее гораздо больше, — уверяет сельский голова. — Дороги в селе с твердым покрытием, но требуют ремонта, в принципе, как и везде в деревнях, которые удалены от городов областного значения. Мы просчитывали, что нам будет хватать средств. На образование и медицину будут субвенции, а на содержание садика и админперсонала пойдет тех 60% налога на доходы физических лиц, которые нам будут бросать. Имеем также средства на депозите и множество идей. Мы сможем обеспечить себя и даже подтянуть село Хорохорин, которое согласно с нами объединиться, — уверяет Галина Прус.
Кроме того, там рассматривают возможность объединения с близкими селами Локачинского района — Веселым (имеют совместное сельскохозяйственное предприятие) и Зубильним. 25-километровая граница доступности при этом сдержит, как и получасовое время доезда. И заодно увеличится количество населения, которого после объединения Смолигова только с Хорохорином по требованиям Методики недостаточно.
Тем временем в ОГА заявляют, что реформа децентрализации безвозвратная, как и процесс объединения территориальных общин.