Украина на пороге подписания Соглашения об ассоциации с Европейским Союзом, которое должно состояться в ноябре на саммите в Вильнюсе. Насколько важным и непростым является это решение, мы можем почувствовать по настроениям людей.
Украина на пороге подписания Соглашения об ассоциации с Европейским Союзом, которое должно состояться в ноябре на саммите в Вильнюсе. Насколько важным и непростым является это решение, мы можем почувствовать по настроениям людей. Согласно соцопросу фонда «Демократические инициативы», 41% населения выступает за европейский выбор, 38% — видит себя в Таможенном союзе, 20% — не определились. Как вывод — людям не хватает информации, почему европейский выбор является лучшим за союз с Россией, Беларусью и Казахстаном. «Ведомости» попытаются на примере нашей соседки Польши проанализировать, чем европейская жизнь отличается от жизни восточных соседей. И, возможно, убедить те 20%, что жизнь в Европе по социальным стандартам гораздо выше жизни в той же России. Сегодня нашим собеседником является Генеральный консул Республики Польша в Луцке Беата Бживчи.
— Госпожа консул, вы в Евросоюзе с 2004-го. Насколько тогда польский народ был готов к этому шагу и оправдались ли ваши надежды?
— Начну с того, что, когда Польша принимала решение о подписании Соглашения с Европейским Союзом, наша государство была на другом этапе исторического развития и в другой ситуации, чем теперь Украина. Это были 90-е годы распался лагерь коммунистических стран, изоляция между восточной и западной частью Европы исчезла. Началась трансформация государственного и экономического устройства. Тогда важную роль в формировании общественного мнения относительно проевропейского выбора отыграли лица, которые имели большой авторитет среди населения. Это, в частности, наш понтифик Папа Римский Иоанн Павел Второй. Особенно важным было выступление Иоанна Павла II во время заседания обеих палат парламента в июне 1999 года, в котором он много внимания уделил интеграции Польши в ЕС. «Польша имеет полное право участвовать в общем процессе мирового развития, особенно европейского. Интеграция Польши с Европейским Союзом с самого начала поддерживается Апостольским Престолом», — сказал тогда он. Первые, частично свободные выборы в Сейм в 1989 году закончились поражением коммунистической партии. Тогда европейское вопроса появилось в политическом дискурсе, но поляки не представляли иного пути, чем сообщество с Евросоюзом. Чем ближе была Польша до евроинтеграции, то больше внимания посвящалось европейским делам — пользы и средствам. Конечно, поляки были атакованы различной информацией: с одной стороны — проевропейской, которую несли проевропейские политики, с другой — посткоммунистическая пресса и посткомуністичне i консервативно-либеральную среду пытались показать угрозу со стороны Европейского Союза. Общество было разделено. Наконец, на референдуме 2003 года большинство избирателей проголосовало за вступление Польши в ЕС. Соотношение сторонников и противников евроинтеграции составило 77:22. Среди аргументов против евроинтеграции были такие, какие сейчас используются в общественных дебатах в Украине. Поляков пугали банкротством фирм, безработицей, тем, что мы нужны Европе только как дешевая рабочая сила, а «польские земли будут выкуплены, захваченные иностранными инвесторами». А также тем, что фермеры будут подвергаться гонениям и ничего не зарабатывать, что под угрозой окажется польская самосознание, а Европейский Союз займет от Польши суверенность и страна не сможет самостоятельно действовать, развиваться. Несмотря на это, более 77% поляков, принявших участие в референдуме, все же сказали свое «да» евроинтеграции. Как результат, среди положительных изменений после присоединения к Европейскому Союзу появился такой элемент, как общий рынок сбыта товаров, внедрения европейских стандартов качества, что в свою очередь улучшило качество отечественных товаров и услуг, одинаковые правовые основы для развития экономики. Евроинтеграция дала возможность доступа до долгосрочных инвестиционных кредитов, финансовой помощи со стороны европейских фондов предпринимателям, экономической поддержки многих отраслей производства. Польша использовала шанс экономического развития, который ей дало членство в ЕС, строя при этом свою экономику на здоровом фундаменте и разумной макроэкономической политике.
— Польша, как хороший сосед, активно лоббирует интересы Украины на пути к евроинтеграции. Это стремление, чтобы мы оторвались от России, или все-таки вы желаете украинцам лучшей жизни?
— Польша пытается передать Украине свой опыт, показать, сколько можно выиграть на присоединении к сильного партнера в лице Европы. Плюсов от сближения Украины с ЕС есть много. Как я уже говорила, поляки колебались относительно вступления в Евросоюз, но ни одно из опасений, которые нам пытались навязать, не сбылось. От сближения с Европой мы получили рост и развитие экономики, увеличение поступлений иностранных инвестиций, что было вызвано ростом доверия, экономической стабильности и инвестиционной привлекательности нашей страны, а также оживление экономических взаимоотношений и с неевропейскими странами. Интеграция с Евросоюзом вызвала также изменения в польском селе — рост доходов от выращивания сельскохозяйственной продукции и улучшения финансового положения фермеров. Ликвидация торговых барьеров продемонстрировала конкурентоспособность польской экономики на европейском уровне. Украина в 2007 году тоже сделала первый шаг в направлении евроинтеграции. И мы хотим, чтобы вы не остановились на полпути, а обязательно дошли до цели.
— Ассоциация — это еще не членство. Надо пройти какой-то отрезок времени, чтобы европейское сообщество захотела пустить тебя к себе. Как с этим справилась Польша и что ждет Украину в случае подписания Соглашения?
— Польша шла к Евросоюзу 10 лет. Это время было посвящено многочисленным переговорам. Одновременно мы много работали над тем, чтобы приблизить отрасли польской экономики к стандартам ЕС. В частности, это касается рыболовства, сельского хозяйства, пищевой промышленности. Украине тоже надо будет много поработать над приближением экономики, законодательной и нормативной базы к стандартам Евросоюза. Однако следует помнить, что за этим — перспектива лучшего будущего. Мы не были наедине, эксперты из Европы нам очень помогали совещательными и консалтинговыми услугами, инвестиционными фондами. Польские реформы, начатые в конце 80-х годов, с самого начала поддерживались развитыми государствами Европы и мира. Одной из форм такой поддержки были начаты поэтапные программы финансовой помощи для реформ в посткоммунистических странах с целью их включения в общественной и экономической системы развитых западных стран. Помощь Польше была прежде всего бесплатной, хотя часть реализованных проектов финансировалась по принципу возмещения займов и кредитов. Помощь носила характер государственной, а также поступала от международных организаций и даже частных фондов и институтов. В начале реформ одним из главных источников финансирования инвестиций была программа ФАРЕ. Характер европейской помощи постепенно менялся. На первом этапе она направлялась, как правило, на поддержку политической и экономической реформы, а со временем начала набирать проінтеграційного характера. В 2000 году для десяти стран-кандидатов были введены две новые предвступительные программы ИСПА и САПАРД. Прежде всего, они имели целью поддержку выполнения предпосылок, которые открывали возможность пользоваться фондами, доступными для членских государств. В 1990-2003 годах Польша получила из Европейского Союза помощь в сумме свыше 7 миллиардов евро.
Именно благодаря финансовой помощи ЕС мы имеем возможность развивать дорожную и железнодорожную инфраструктуру, а польские фермеры, которые всерьез опасались, что вступление в Евросоюз разрушит их хозяйства и весь жизненный лад, получили такие дотации из европейских фондов, которые с лихвой покрыли их затраты по приведению сельскохозяйственной деятельности к нормам ЕС.
— Сегодня пересекаешь границу с Польшей — и будто попадаешь в другой мир. Первое, что поражает, — инфраструктура, в частности дороги. Создается впечатления, что их строительство — бесконечный процесс. Откуда деньги?
— Изменения не произошли бы, если бы мы пользовались только государственными, местными и общеевропейскими фондами. В 2004-2006 годах мы, например, получили более 12 миллиардов евро в рамках Программы выравнивания потенциала бедных стран и стран среднего уровня Европейского Союза. Эту сумму отдали на строительство автодорог и железных дорог, охрану окружающей среды, поддержку малого и среднего бизнеса, профориентацию безработных. В 2007-2013 годах получили более 60 миллиардов евро из общего фонда, из которых 23 миллиона тоже пошло на строительство дорог и железных дорог.
— Для каждой страны важным является развитие собственного производства и продвижение товара на рынки других стран. Удается ли это делать Польши при высокой конкуренции?
— Сначала было очень сложно. Новые рынки, новые требования к качеству товаров… Трудно было конкурировать. Но с каждым следующим шагом такого членства в Европейском Союзе конкурентоспособность нашей продукции каждый раз возрастала. Сегодня наши продукты питания получили достаточно высокую оценку. С момента вступления в Евросоюз удерживается положительное сальдо в торговле. В 2003-2007 годах экспорт вырос на 25%, а в 2003 году почти 2/3 сельскохозяйственного и потребительского экспорта направлялось в страны ЕС. И сейчас наблюдается стабильный постоянный рост поставку товаров на европейские рынки. Замечу, в 2012 году польский экспорт на рынки ЕС был больше, чем из других стран Евросоюза. С другой стороны, страны ЕС являются главными партнерами Польши. То есть обмен товаром идет в обе стороны. Кроме того, Польша также поддерживает торговые отношения со странами Азии, в частности Китаем, и так называемыми странами БРІКСу, среди которых Бразилия. Польский экспорт составляют в основном сельскохозяйственная продукция, товары химической, машиностроительной, деревообрабатывающей, целлюлозной и легкой промышленности. Импортируем прежде всего промышленные товары, машины и автомобили. Польша принадлежит к странам со средним уровнем развития.
— Украинцам постоянно навязывают мысль, что мы интересны Европе только как сырьевая страна с дешевой рабочей силой. Поляки тоже на себе это почувствовали?
— Открытие границ — это одно дело. Что касается открытия рынка труда, здесь все выглядело иначе. С самого начала некоторые страны поставили ряд требований в отношении свободного перемещения работников между «старыми» и «новыми» странами ЕС. Например, был пятилетний переходный период с Германией и Австрией, когда полякам не разрешалось свободно трудоустраиваться в этих странах. Поэтому поляки ехали прежде всего к англоязычных стран. В 2004-2011 годах, согласно нашим статистическим данным, из Польши временно мигрировало два миллиона поляков. В основном в Англии, это процентов 30%, в Германии — 20%, чуть меньше — в Ирландии и Голландии. Такой возможностью воспользовались как лица, которые имели соответствующую квалификацию, так и те, от которых не требовалось особых знаний. Такой процесс миграции тесно связан с высокой безработицей в Польше и финансовой привлекательности европейских рынков труда. Большинство населения, конечно, выезжала временно, с целью заработать, потому что в странах Евросоюза выше заработки, большие возможности для трудоустройства, соответственно, и лучшие условия труда. Сегодня много поляков возвращается обратно в Польшу, и уже дома, используя полученный там опыт, открывают собственный бизнес.
— По сравнению с украинскими зарплаты у поляков все равно выше.
— К росту оплаты труда мы шли последовательно. Из года в год польская экономика способствовала тому, чтобы увеличивались заработные платы, путем роста ВВП на душу населения, увеличение товарооборота между странами, соответственно, увеличивались финансовые поступления.
— На каком уровне вы сегодня оцениваете свою медицину? Насколько доступной она является для людей?
— Буду откровенной, имеем определенные проблемы с бесплатным лечением. В государственном бюджете ежегодно предусматривается определенная сумма на медицинское обслуживание. Эти средства перечисляются Национальному фонду здоровья, который заключает соглашения с клиниками на бесплатное медицинское обслуживание пациентов. Под конец года средств часто не хватает. Альтернативой остается частная страховая медицина. Такие медицинские заведения предлагают разнообразные услуги: стоматологические, терапевтические, неотложной медицинской помощи. Есть разные предложения: можно воспользоваться одноразовой годовой оплатой или ежемесячными взносами. Часто работодатели для своих работников выкупают медицинский пакет. Что касается медицинского оборудования, подготовки персонала, то все соответствует европейскому уровню. Отмечу, бесплатно лечиться могут застрахованные лица, то есть те, которые платят в страховые фонды 9% от заработной платы, а также незастрахованные лица определенных категорий или безработные.
— Определенные изменения у вас произошли и в образовании. Все больше молодых украинцев желает учиться в польских вузах.
— Образование не относится к сферам, которые подлежат обязательному реформированию, хотя польская система образования удовлетворяет самые высокие стандарты Евросоюза. Поэтому она является столь привлекательной для иностранцев. Поскольку Польша является членом Европейского Союза, то молодые поляки могут получать образование в учебных заведениях других стран на таких же началах, как и граждане той страны. Кроме того, законодательство ЕС допускает при определенных условиях взаимное признание дипломов, что дает возможность после окончания обучения трудоустроиться в другом государстве.