Президент Украины Виктор Янукович подчеркнул: чтобы сполна реализовать потенциал современной украинской молодежи, нужно качественно усилить образовательную политику.
Во время недавней встречи с молодежью Президент Украины Виктор Янукович подчеркнул: чтобы сполна реализовать потенциал современной украинской молодежи, направить его на развитие украинского государства – бизнеса, отечественной науки, кадровое обновление управленческой системы – надо качественно усилить образовательную политику.
«Это не просто необходимо, это – аксиома, потому что образование было и будет альфой и омегой государственной политики», – утверждает одна из наиболее опытных специалистов педагогической сферы Волыни, Заслуженный работник народного образования Украины, в прошлом многолетний руководитель Волынского института последипломного педагогического образования, а сейчас еще и активная общественная деятельница Анна Маслай (на фото).
— Анна Семеновна, сегодня власть как никогда раньше понимает, что именно образование является движущей силой экономики, а потому делает ставку на молодежь и ее творческий потенциал. Разделяете ли Вы такую позицию?
— Всю жизнь было, есть и будет четыре наиболее актуальных вопроса: кого учить, кто должен учить, как и для чего. Образование имеет триединую задачу: обучение, воспитание и развитие личности. Если бы их воплощать как аксиому всем – от чиновников до учителей и до семьи, – то был бы результат. В концепции образования ХХІ века по линии ЮНЕСКО четко выписаны четыре постулата. Первый – научить ребенка познавать. Второй – научить учиться, добывать знания (обратите внимание – не давать знания!), третий – научить жить в социуме (семье, садике, классе, вузе, в обществе), последний – научить жить в полном смысле. Вокруг этого и стоит строить образование.
— Президент акцентировал именно на необходимости создания условий для реализации личности, для воплощения прогрессивных идей, которые приносили бы пользу государству. Сегодня все говорят о потребности в ИТ-специалистах, технических специалистах. Возможно, мы слишком своего времени погрузились в гуманитарную сферу?
— Что можно сказать, анализируя требования Президента и деятельность профильного министерства? Образовательная деятельность должна быть приведена в систему. Берем дошкольников: там идет реформирование. Если раньше туда ребенка просто отдавали, чтобы «погляділи», то ныне это учебное заведение, центр развития познавательных качеств ребенка. Большое внимание уделяется и на уровне Президента, и Правительства – позашкіллю, хоть мы много уничтожили в свое время. Тогда начальная школа, базовая и общеобразовательная, которая сейчас должна быть профильной. Есть соответствующая концепция профориентации, тоже разработана по инициативе Президента. Это внедряется и это – очень важно. Здесь решается и проблема здоровья детей, которые очень страдают от перегрузки, и вопросы их реализации в самостоятельной жизни. Ребенок будет ориентироваться. Не все могут быть математиками или конструкторами. Хоть мы много потеряли в образовании, когда начали говорить за гуманитарный цикл. Я не против, но отвергли нужные дисциплины и пошли за модой.
– Если говорить о научном потенциале. Государству необходимы университеты как научные центры. Не секрет, что из массы даже волынских вузов лишь отдельные могут претендовать на такое определение.
— Вот поэтому Глава государства и акцентировал на необходимости инвентаризации государственного заказа. У нас переизбыток кадров, а тут еще и частные вузы, сделанные «под себя». Если кто-то знающий проанализирует эту так называемую научную деятельность всех этих вузов, то… Называют количество защищенных диссертаций… Где открытия? Что дала эта наука? Она должна быть практичной. Она должна работать на государство, на ту же государственную политику. Чтобы Президент имел с кем, с чем и для чего осуществлять свою политику! В том числе и евро интеграционную, что сегодня чрезвычайно актуально для Украины. На чем в очередной раз, во время встречи с журналистами ведущих телеканалов, подчеркивал Виктор Янукович
Это все должно войти в единую систему: здоровый ребенок ( а вокруг нее родители, учитель, власть) должен выйти после школы как сложившаяся личность, которая за профориентацией ищет свое реальное место, будет работать на собственные и государственные перспективы. Тогда, учитывая вузы, получим замкнутый цикл. Рядом должен быть внешкольные занятия, а потом – последипломное образование, которое за границей называют непрерывной. Вот тогда мы получим конкурентоспособное поколение, которому не давали знания, а какое научили добывать знания и использовать их с пользой для государства.