Прокурор Владимир Заплотинський: 300 гривен — это уже коррупция, которая влечет уголовную ответственность

Прокурор Володимир Заплотинський: 300 гривень — це вже корупція, яка тягне кримінальну відповідальність

Верховная Рада приняла пакет из четырех антикоррупционных законов, которые были необходимы для выполнения плана действий по визовой либерализации с Евросоюзом.

Верховная Рада приняла пакет из четырех антикоррупционных законов, которые были необходимы для выполнения плана действий по визовой либерализации с Евросоюзом. За эти законы и оппозиция, и большинство голосовали совместно. О том, какие именно изменения были приняты и чего ждать от новых антикоррупционных законов, «Ведомости» беседовали с начальником отдела надзора за соблюдением законов в сфере противодействия коррупции и процессуального руководства при коррупционных правонарушениях прокуратуры Волынской области Владимиром Заплотинським.

— Это — надо немного увеличить свое законодательство к требованиям Евросоюза, в том числе в сфере борьбы с коррупцией. Изменений претерпела целый ряд законов. В частности, внесены изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях и Уголовный кодекс Украины. Хочу подчеркнуть, что по новому законодательству такое понятие, как «взятка», исключено. Появился термин «неправомерная выгода».

— Чем отличаются эти понятия?

— В целом они тождественны. Однако на сегодняшний день есть четкое определение, что такое неправомерная выгода. Неправомерная выгода — это денежные средства или другое имущество, преимущества, льготы, услуги, нематериальные активы, которые обещают, предлагают, передают или получают без законных на то оснований. В статье 368 УПК я бы обратил внимание на следующее: если раньше мы говорили о получении должностным лицом взятки и соответствующее привлечение за это к уголовной ответственности, то теперь к ней можно привлечь даже за принятие предложения или обещания неправомерной выгоды.

— Но ведь тогда «неугодных» смогут подставлять…

— Каждое преступление нужно еще доказать. Это работа правоохранительных органов.

— За взятку какого размера (то бишь неправомерную выгоду) наступает уголовная ответственность?

— Минимального размера неправомерной выгоды в ст. 368 не предусмотрено. В то же время в ст. 354 указано, что ответственность наступает после получения неправомерной выгоды, которая превышает 0,5 необлагаемого минимума доходов граждан. На сегодня это 287 гривен.

— То есть чиновник, который взял 300 гривен, уже несет уголовную ответственность?

— Да. И это касается не только должностных лиц. Внесены изменения в ст. 354 УПК Украины, по которым уголовная ответственность наступает для всех работников государственных предприятий, учреждений и организаций. Сейчас за предложение, обещание или получения неправомерной выгоды размером от 287 гривен могут наказать штрафом от ста до двухсот пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан или общественными работами на срок до ста часов. То есть если человек получил, например, 300 гривен за решение того или иного вопроса, скажем, ускорение прохождения документов, то она может заплатить за это как минимум 1700 гривен штрафа.

— Под коррупционные действия подпадают «благодарности» медикам и педагогам?

— Да. Что касается врачей, то хотел бы подчеркнуть: на каждом шагу люди говорят, что платят деньги, все возмущаются такой ситуацией, но очень редко обращаются в правоохранительные органы. Если бы общество взялось активнее противодействовать таким фактам, то ситуацию можно было бы сдвинуть с места.

— А если лицо примет до 200 гривен, то ей за это «ничего не будет»?

— Так говорить нельзя. Есть ответственность уголовная, административная и дисциплинарная. Если действия не подпадают под уголовную и административную ответственность, то остается дисциплинарная. Для должностного лица, которая взяла то ли 20, то ли 50 гривен, будет стоять вопрос как минимум о целесообразности ее пребывания на посту. И еще надо обратить внимание на тот момент, что у нас существует реестр лиц, которые привлечены к ответственности за коррупционные правонарушения. Его ведет Министерство юстиции. Закон не предусматривает сроков давности пребывания в этом реестре. И поэтому в дальнейшем этому человеку может быть довольно сложно получить работу на государственной службе.

— Последними в перечне принятых антикоррупционных законов стали изменения, предусматривающие введение уголовной ответственности для юридических лиц. Растолкуйте, пожалуйста, новые нормы закона, ведь для Украины это довольно радикальная новация.

— Прежде всего хочу подчеркнуть, что закон еще не подписан Президентом, поэтому сейчас не действует. Но мы уже изучали его нормы. Это новое для нашей правовой системы. Как пример можно привести такое: в Германии привлекали к ответственности за дачу взятки крупную фармацевтическую компанию, которая ради получения преимуществ для продажи своей продукции предоставляла средства должностным лицам министерства. Речь шла об интересах юридического лица. У нас в аналогичных ситуациях несла бы уголовную ответственность лишь должностное лицо. В случае если этот закон подпишет Президент, уголовную ответственность в соответствующих случаях нести и юридическое лицо. За это юридических лиц могут наказывать или штрафом (5-75 тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан), или конфискацией имущества, или ликвидацией.