На Волыни проживает 148 тысяч человек, которые подпадают под действие Закона Украины «О статусе и социальной защите пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы».
На Волыни проживает 148 тысяч человек, которые подпадают под действие Закона Украины «О статусе и социальной защите пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы». Чиновники официально заявляют, что государство не может полностью финансировать все льготы, гарантированные этим законом. Одна из основных льгот, которые сегодня реально имеют чернобыльцы, — это бесплатное приобретение лекарств по рецептам врачей. Несмотря на то, что стоимость препаратов постоянно растет, а здоровье людей, которые пострадали от последствий аварии на ЧАЭС, ежегодно не становится лучше, «Ведомости» решили выяснить, как на самом деле людям выплачивают компенсацию.
Как рассказал председатель Волынской организации Всеукраинской общественной организации инвалидов «Союз Чернобыль» Ростислав Кухтей, право на бесплатное приобретение лекарств имеет человек, который находится на амбулаторном лечении.
— По закону должно быть так: больной-чернобылец обращается к врачу, врач выписывает рецепт, и человек с ним идет в аптеку и бесплатно получает лекарства, — пояснил Ростислав Адамович. — С аптеками рассчитываются органы соцзащиты. За то, что в предыдущие годы в связи с недостаточным финансированием с аптекарями рассчитывались вовремя, последние отказывались отпускать лекарства. Тогда сессия областного совета приняла компромиссное решение: больному-чернобыльцу выписывают рецепт, он идет в аптеку и покупает там лекарства за собственные деньги, а чеки несет в управление социальной защиты, где их принимают и оплачивают. При достаточном финансировании, если средства регулярно возвращаются каждый месяц, это нормальная практика. Деньги распределяются так: Минфин дает дотацию на область, и средства делят на сессии областного совета пропорционально количеству чернобыльцев, которые проживают в том или ином районе или городе. В прошлом году, например, это было около 6,5 миллиона гривен. Была мысль разделить сумму равными частями между всеми чернобыльцами. Однако мы ее не поддержали. Ведь есть те, кто ежемесячно требуется лекарств на значительную сумму, без них просто жить не может, и те, которые к врачу не обращаются. Наша принципиальная позиция — компенсацию должны получать исключительно больные чернобыльцы. Мы поднимаем вопрос об увеличении финансирования, ведь растут цены на лекарства. Назрела проблема пересмотра также и перечня лекарств, поскольку его составляли еще за Советского Союза. Новых медикаментов в этом списке нет, а врач не имеет права выписать необходимые.
Ростислав Кухтей признал, что для отдельных категорий чернобыльцев, которые получают пенсию на уровне тысячи гривен, ситуация, когда деньги за необходимые лекарства человек получает постфактум, является очень сложной. Ведь компенсацию иногда приходится ждать месяц-другой. У человека, который купила лекарства на 400-500 гривен, просто не остается денег на проживание.
— В прошлом году в Луцке финансирование шло из месяца в месяц. В этом году с марта мы ощущаем нехватку средств. Если сегодня чернобылец купить лекарства, то компенсацию получит в сентябре-октябре, — отметил Ростислав Кухтей. — Уже дано поручение проверить, почему резко увеличился отпуск лекарств по льготным рецептам. Ведь в прошлом году в декабре мы даже имели остатки средств, просили людей прийти к врачу, взять рецепт, чтобы получить компенсацию. Этого же года при том же уровне финансирования и стоимости медикаментов денег не хватает. Надо разобраться.
«Ведомости» поинтересовались, возможны ли злоупотребления при выписывании льготных рецептов.
— За выписывания лекарств и лечения соответствует исключительно врач. Чтобы избежать злоупотреблений, принято также решение, что выплата компенсации по рецептам на сумму более тысячи гривен рассматривается на комиссии. Хотя были случаи злоупотреблений. Даже уголовные дела открывали. Врачи выписывали рецепты и говорили принести лекарства. Потом сдавали их в другую аптеку и получали деньги.
Уголовное производство относительно злоупотреблений с выпиской лекарств по льготным рецептам расследует сейчас прокуратура Маневиччини. Это подтвердил прокурор Маневицкого района Николай Дарчик. Производство было открыто в январе 2013 года по ч. 1 ст. 364 УКУ. Поскольку сейчас продолжается досудебное следствие, господин прокурор деталей предпочел не разглашать.
Однако «Ведомостям» удалось узнать о схеме, с помощью которой деньги, предназначенные для лечения больных чернобыльцев, получали те, кто такого лечения не нуждался.
Оказывается, для этого достаточно иметь знакомых врача, аптекаря и «мохнатую» руку в управлении соцзащиты. Действовали таким же образом: аптекарь откладывал чеки на медикаменты, которые покупались не за «чернобыльскими» рецептам, родственник или знакомый определенных должностных лиц из управления соцзащиты ехал с этим чеком к «своему» врачу (при этом жители райцентра почему-то предпочитали лечиться в обычной сельской амбулатории), где постфактум на представленный чек выписывался рецепт. В дальнейшем документы подавались на комиссию управления соцзащиты, в результате чего родственникам и знакомым назначали возмещения средств. Причем в первую очередь.
Каждый из участников схемы получал определенный процент от общей суммы возмещенных денег. А эта сумма составила 150 тысяч гривен. Для сравнения: всего в 2012 году на программу возмещения лекарств по льготным рецептам из госбюджета Маневицком района профинансированы в пределах 1 миллиона 275 тысяч гривен. Отметим, что 150 тысяч из них получили по фиктивным чекам граждане, которые не проходили амбулаторного лечения. Таким образом, можно предположить, что каждый из заинтересованных лиц получил по 10-15 тысяч гривен. Конечно, если сравнить с масштабами разворовывания средств в нашем государстве (как-то Президент Виктор Янукович заявил, что с каждого миллиарда в Украине крадут 200 миллионов), то это мизер. Но эти деньги могли бы очень пригодиться тем жителям района, здоровье которых действительно подорвала авария на ЧАЭС. А они их через не слишком чистых на руку врача, аптекаря и должностных лиц РГА не получили.
Надеемся, что прокуратуре все же удастся доказать их вину. А правоохранителям Луцка можно было бы взять на вооружение маневичский «опыт». Ведь очень уж подозрительным является внезапное увеличение в несколько раз больных чернобыльцев.